Прокурорская проверка может проводиться только в отношении организаций, предприятий и учреждений, указанных в ст. 21 ч. 1 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации»: «Предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций».
При этом проверки исполнения законов проводятся на основании поступивших в органы прокуратуры жалоб или информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Иными словами, для проведения прокурорской проверки должны быть основания, о которых сотрудник обязан поставить в известность должностных лиц перед началом проверки.
При проведении проверки согласно ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» сотрудник прокуратуры обязан предъявить служебное удостоверение, что дает право прокурору беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных субъектов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.
Статья 22 Закона не содержит положений, обязывающих прокурора ставить в известность руководителей поднадзорных органов о проводимой проверке. Вместе с тем рекомендуется на практике использовать подобную форму предварительного уведомления, в которой необходимо отражать данные о лице, проводящем проверку, предмет проверки, сроки реализации мероприятия и другое.
Порядок и основания для проверки указаны в приказе Генерального прокурора РФ от 7.12.2007 №195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина".
Пунктом 6 вышеуказанного Приказа №195 установлено, что проверки исполнения законов надлежит проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.
Кроме того, позицию относительно полномочий, предоставленных органам прокуратуры ст.22 Закона о прокуратуре, высказал Верховный суд Российской Федерации еще в 2003 году (Постановление от 6.06.2003 №86-В03-2).
Так, согласно позиции Верховного суда, Закон о прокуратуре не предоставляет прокурору произвольного права на проведение проверок (в том числе вызов в прокуратуру для дачи объяснения), ст. 22 Закона о прокуратуре связывает это право с нарушением закона.
Таким образом, у прокуратуры должны быть веские основания для проведения проверки того или иного хозяйствующего субъекта, и руководитель предприятия вправе требовать предъявления данных оснований. Основания для проведения проверки должны быть надлежащим образом оформлены (уведомление, запрос, требование), а не являться лишь словами сотрудника прокуратуры.
Также Верховный суд Российской Федерации в Постановлении от 20.08.2013 года №19-АД13-1 относительно направления запросов органами прокуратуры по факсу высказал свою однозначную позицию о том, что документ, направленный по средствам факсимильной связи, не является официальным документом и подлежит обязательному дублированию по почте.
При установлении подобных фактов, а также в случае, если основания для проведения проверки действительно отсутствуют и сотрудник прокуратуры не может внятно предъявить такие основания, полагаю, необходимо отказать в предоставлении информации, а также обратиться в соответствующую прокуратуру субъекта Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации с жалобой на действия подчиненных сотрудников либо в суд.
Верховный суд Российской Федерации окончательно определился с вопросом, имеет ли право прокуратура запрашивать персональные данные без согласия субъекта персональных данных. Сейчас можно смело ответить – не имеет (Постановление Верховного суда Российской Федерации от 7.10.2013 №94-АД-13-1, Постановление Верховного суда Российской Федерации от 20.08.2013 №19-АД13-1).
Верховный суд РФ указал, что прокурор при осуществлении деятельности должен руководствоваться требованиями Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ "О персональных данных", ограничивающего доступ лиц к персональным данным без согласия субъекта персональных данных.
Вместе с тем необходимо отметить, что за умышленное невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Поэтому, в любом случае, чтобы обезопасить себя от нежелательных последствий и правильно избрать линию поведения при проведении прокурорской проверки, советую обращаться к опытном адвокату.