Евпаторийская здравница
| ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты | Редакция | Подписка | Реклама |
Евпаторийская здравница - 200 лет народного просвещения России в Евпатории

ГЛАВНОЕ
Евпатория день за днем
Репортаж
Лента новостей
Эхо события
ОБЩЕСТВО
Жизнь города
Под острым углом
Курортный сезон
Люди твои, Евпатория
Образование и наука
Культура
Спортивная мозаика
СПЕЦПРОЕКТЫ
Актуальное интервью
Прямая линия
Депутат без политики
Тур выходного дня
ОФИЦИАЛЬНО
Городской совет
Решения
Сообщения
Выборы-2014
Партийная жизнь
РАЗНОЕ
Мини-интервью
Здоровье
Природа и мы
Потребитель
Происшествия
Коммерческая информация

Президент России

Правительство России

Государственный Совет Республики Крым

 

Культура


200 лет народного просвещения России в Евпатории

«1815 года октября 3 дня», согласно архивному документу, в Евпатории появилось первое учебное заведение государственной системы народного просвещения России!

Тот же архивный документ свидетельствует: «прочих училищ в уезде не имеется». Стоит уточнить, что под термином «училище» в те времена понималось учебное заведение, дающее детям начальное образование. Соответственно, тех, кого учили, называли знакомым словом «учащиеся», а те, кто их учил, были государственными служащими, чиновниками – по старой терминологии «учащими».

Справедливо удивление тех читателей, кто задастся вопросом: неужели до этого момента в Евпатории не было учебных заведений? Были. Согласно исторической справке Евпаторийского краеведческого музея, в городе в 1794 году действовали 7 медресе – религиозных учебных заведений крымских татар – и 2 караимские школы. И вот теперь, в 1815 году, государственное училище на 30 ученических мест с двухгодичным сроком обучения.

Где находилось и что представляло собой здание первой государственной школы Евпатории, точно неизвестно. Но через полтора десятилетия она, опять-таки на основе архивных документов, «помещается в общественном доме, выстроенном из дикого камня, который по ветхости и неисправности для помещения в оном училищных чиновников и классов не выгоден».Трудно представить, чтобы это общественное, то есть не частное, здание из дикого камня, ветхое и неисправное, до сегодняшнего дня сохранилось.

Интересно посмотреть на статьи финансирования того первого училища. Например, в 1831 году 1250 рублей в год поступили из Симферопольского уездного казначейства, 720 рублей выделялось Евпаторийской Думой, 50 рублей составляла плата, взимаемая с учеников за учение. 55 рублей ассигнациями и 5 рублей серебром ежегодно жертвовал училищу её Почётный смотритель Платон Егорович Делеграмматиков, казалось бы, самой фамилией предназначенный для школы. Документы говорят, что существовало даже такое неожиданное поступление финансов: 18 рублей серебром и ассигнациями 35 рублей 20 копеек, то есть всего 94 рубля было пожертвовано посетителями при открытом испытании учеников. Так беспристрастно зафиксировано в документе.

В нашем первом учебном заведении в указанном 1831 году было уже 40 учащихся. Это 17 обер-офицерских детей, 8 детей мещан, 3- крестьян, 3 – турецкоподданных, 3 – духовных лиц и «другие», неизвестные, – 6 человек. Их обучение осуществляли учителя Закона Божия, математики и истории, а руководили учреждением Почётный смотритель, уже названный Делеграмматиков, и штатный смотритель училища. Ведомственное министерство той поры нашло замечательную модель общественного управления школами. Почётные смотрители на общественных началах участвовал в работе учреждений и даже были обязаны вносить в фонд этих учреждений приличные суммы, заохоченные Министерством тем, что за это им начислялся стаж службы в системе народного просвещения.

Известно также, что была в училище и библиотека, насчитывавшая 163 книги, в основном исторические.

Безусловно, первое государственное учреждение Евпатории уже тогда было кузницей кадров для города и уезда. Здесь учились будущие чиновники управы, казначейства, уездные исправники, педагоги и так далее. В списке его выпускников значатся хорошо известные в Евпатории фамилии: Айвазы, Бендебери, Гелеловичи, Дуван, Ефет, Каракозы, Кальфе, Синани, Туршу, Фуки, Химоны, Ходжаши, Шайтан, Эль и многие другие.

Архивные данные указывают, что 200 лет назад в Таврической губернии были основаны всего лишь три уездных училища:

- Феодосийское, открытое 15 августа 1811 года;

- Алешковское, открытое 12 марта 1812;

- Ореховское, открытое через неделю, 19 марта 1812.

Последние два учебных заведения находились на территории современной Украины. Наконец, – и это для нас самое интересное! – четвёртым уездным училищем в Таврической губернии и вторым в Крыму стало Евпаторийское!

Вот так сразу же по восхождению на престол Александра I проходило в Крыму становление и развитие светского образования Российской империи. Выходит, 1 сентября 2014 года Евпатория начала свой уже двухсотый учебный год в рамках системы государственного образования! Сегодня за партами в 16 школах города сидят около 11 тысяч юных евпаторийцев! Вот итоги прогрессивного двухсотлетнего образовательного и культурного процесса!

В течение всего XIX века Евпатория и Евпаторийский уезд неизменно лидировали в обеспечении населения образовательными учреждениями. Так, на 1882 год в Евпатории имелось уже 4 училища: I-е приходское, II-е приходское, церковноприходское и ремесленное, а также женская и мужская прогимназии. На одно начальное училище приходилось 1117 жителей. Аналогичного показателя Таврическая губерния достигла только в 1900 году. На 1910 год «по числу учебных заведений к количеству населения Евпатория занимает среди русских городов одно из первых мест», – утверждает справочник по Евпатории.

Но нельзя забывать, что наряду с учебными заведениями системы Министерства народного просвещения, свои училища имели национальные общины. Российские народные школы, являясь народно-просветительскими и национально-религиозными учреждениями, обеспечивали интеллектуально-культурное развитие и этносов, и государства в целом.

Советская власть в 1920году продолжила практику национального образования. Так, на 1925 год, кроме девятилетки и семилетки, образованных на базе гимназий, в Евпатории были:

татарская школа 2 ступени, то есть семилетка,

3 начальных татарских школы I ступени,

1 еврейская, на улице Красноармейской, 10,

1 караимская – в кенасах,

1 армянская – при армянской церкви,

1 греческая – на Казначейской улице и

4 русских школы I ступени.

Даже в период немецкой оккупации в Евпатории процесс обучения не прерывался, и в городе функционировали и русские, и татарские школы.

Безусловно, такой высокий культурный статус нашего города сегодня обязывает нас внимательно отнестись к собственной истории. Оглянувшись назад, мы обнаружим и неизвестные факты, например, что 25 августа 1857 года уездное и существовавшее уже приходское училища посетил Попечитель Одесского учебного округа великий Н.И. Пирогов, найдём мы и забытые имена. Пару лет назад Ахматовское общество сделало сенсационное открытие: основоположница философской концепции объективизма, оказавшей самое прямое влияние на всю политическую систему современных Соединённых Штатов Америки, Алиса Зиновьевна Розенбаум – это выпускница 1921 года Евпаторийской гимназии А.П. Рущинской и А.А. Миронович.

Все мы, кто старше 17 лет, «вышли» из школы. Сегодня несколько поколений евпаторийцев продолжают жить в городе, в котором их предки начинали свое образование и часто в школах преподавали их родные. Прекрасна, уникальна, например, история гимназии имени И. Сельвинского, правопреемницы двух дореволюционных гимназий – самого старого образовательного учреждения города, продолжающего функционировать в столетних стенах своих зданий! Замечательные юбилеи отметили и продолжают отмечать наши городские школы. История просвещения Евпатории – это, кроме того, история наших библиотек, нашего театра и музея. Министерство культуры СССР, как легко обнаружить в Сети, было образовано только в 1953 году. Так что полтора столетия образование и культура шли рука об руку, просвещая свой народ.

Предстоящий 200-летний юбилей народного просвещения России представляет каждому евпаторийцу, всем педагогическим коллективам города, национальным общественным организациям, прихожанам всех действующих храмов, учреждениям культуры прекрасную возможность обратиться к собственной истории, к истории своих родных школ и конфессиональных учебных заведений, культурной истории своих семей.

Все вышеперечисленное дает нам мотивированный повод пусть формально объявить наступающий 2015 год в Евпатории «годом просвещения и образования» и отметить эту дату соответствующими впечатляющими действиями общества в партнёрстве с городской властью.

Людмила Никифорова


Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №2(19066) от 16/1/2015

:: Содержание номера

 
Письмо в редакцию | ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты |

© 2012-2015 «Евпаторийская здравница»
Использование материалов сайта приветствуется при наличии ссылки на «ЕЗ»