АНДРЕЙ Пермяков – продолжатель театральной династии, которая вот уже более четверти века является одним из главных двигателей культурной жизни не только в Евпатории, но и в Крыму. Международный детский центр-комплекс «Золотой ключик», созданный Ниной и Олегом Пермяковыми в 1987 году, сохранил свою уникальность спустя почти три десятилетия, став визитной карточкой Евпатории для представителей мира искусства и зрителей из самых разных стран света, которые приезжают в «Золотой ключик» на знаменитый Международный фестиваль «Земля. Театр. Дети».
Символично, что именно в этом году, объявленном в России Годом культуры, юбилей отмечает человек, чья жизнь связана с искусством не формальным определением «заслуженный», а признанием зрителей и коллег со всего мира. Семнадцатого ноября Андрею Пермякову исполнилось 35 лет, а месяц назад – 17 октября в журнале «CAPRICE» он был назван лучшим театральным режиссером 2014 года. Последнее событие и стало поводом для этого интервью.
– Андрей, у вас были и существуют сегодня возможности реализовать себя в столичных масштабах… Тем не менее, вы выбираете Евпаторию. Почему?
– Во-первых, прелесть и особенность Евпатории в ее провинциальности. Многие мои друзья и коллеги из столичных городов мира приезжают сюда за вдохновением и свежим глотком воздуха. Наш город действительно невелик и с гораздо меньшими возможностями, но я никогда не искал легких путей, я вижу барьер и не стараюсь обойти его… В конце концов, столичной жизнью (в хорошем смысле слова) можно жить и в Евпатории: премьеры, концерты, съемки кино, презентации, выставки, музеи и творческие встречи – всего этого в моей жизни в избытке.
– Как режиссер, вы работаете и с детьми, и со взрослыми актерами. С кем проще, с кем интереснее?..
– Сложностей хватает в любой работе. Помимо того, что я ставлю спектакли и репетирую, мне приходится быть няней, психологом и педагогом. Причем и с детьми, и со взрослыми. Артисты, знаете ли, народ такой… Театр – большое производство, а постановка спектакля – как строительство космического корабля или теплохода: масса работы, множество нюансов и миллион деталей.
– Идеальный театр – какой он в вашем представлении?
– Я не знаю. Мне кажется, такого быть не может. Что значит «идеальное произведение искусства»? Театр – это волшебный мир, священное место, где зритель в один миг переносится в другое измерение. Это энергетический обмен между залом и актерами, это тонкая материя, тысячи жизней и судеб… Каждый спектакль разный, даже если это один и тот же спектакль. Конечно, если говорить о материальной стороне вопроса, важны и оснащенность, и комфортность, и оплата труда… Но, боюсь, здесь совершенству нет предела.
– Как креативный худрук, автор многих культурных проектов и просто экспериментатор по натуре, вы наверняка уже могли бы написать собрание сочинений «Как сделать любимый город любимым для всех». Какие ключевые моменты составили бы концепцию первого тома?
– Ха-ха-ха… Опять идеалы? Разве это возможно: быть любимым для всех? Комфортный город – это да, культурная столица – быть может, но любимый для всех – это ерунда. И если говорить о концепции обновленного города, то это не совсем ко мне. Мое дело – сделать жизнь евпаторийцев ярче, волшебней, интересней. Мы с нашей командой «золотых ключиков» дарим городу событие за событием, праздник за праздником. Инициатива и знание дела – вот ключевые главы в воображаемом «первом томе».
– Назовите по одному спектаклю и киноленте, которые стали лидерами вашего режиссерского хит-парада 2014.
– А из готовящихся можно??? (смеется). На самом деле в этом году я посмотрел огромное количество спектаклей и фильмов, дважды был на фестивалях в Самаре, где свое творчество показали многие российские театры. Из спектаклей запомнились «У ковчега в восемь» и «Превращение» по произведениям Хуба и Кафки двух тольяттинских театров, самарский «Пикник» Арабаля, шукшинские «Светлые души» народного театра из Похвистнево, детский спектакль «Сказочки на лавочке» севастопольского театра для детей и молодежи. Что касается кино, абсолютным шедевром можно считать фильм Уэса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт».
– Кстати, о кино… Недавно в Евпатории завершились съемки многосерийного фильма «Мурка», где вы исполнили одну из эпизодических ролей. Чем полезен такой опыт лично для вас?
– Фактически эти съемки оказались для меня дебютными, поскольку сам я лишь снимал кино. Потрясающий опыт. Потрясающий! Мне довелось сняться в одной сцене с такими мэтрами, как Михаил Евгеньевич Пореченков и Сергей Леонидович Гармаш.
– В завершение – о традиционном, но все же значимом… О планах. Что ждет в ближайшее время гостей «Золотого ключика»?
– Сейчас мы заняты подготовкой новогоднего шоу. В этом году наш любимый Дед Мороз отправится на поиски голубого карбункула вместе с Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном. Сейчас веду переговоры, но уже есть предварительные договоренности относительно выставки с «National Geographic» и московским домом фотографии… Кроме того, с 5 по 7 декабря в Евпатории состоится грандиозное событие, также имеющее отношение к культуре – вторая евпаторийская биеннале современного искусства: приедут участники из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Симферополя и даже из Кемеровской области! В следующем году пройдут сразу два юбилейных события, и оба они отметят свой «пятый раз» – это наш традиционный твидовый ретро-круиз и международный конкурс молодежной фотографии «Ephoto». А летом город «взорвется» от эмоций, впечатлений и сюрпризов, которые подарит 20-й юбилейный Международный фестиваль «Земля. Театр. Дети» и грандиозный детский карнавал «Город солнца» в рамках фестиваля. Как говорится, следите за анонсами!
Алина МУРАШКИНА.
Фото А. Друкар.