ПОЛИКЛИНИКА НАЧИНАЕТСЯ С РЕГИСТРАТУРЫ
ЗДЕСЬ же начинается знакомство с очередями: за талонами, за карточками, за консультациями «Что, где и когда».
Для такого сравнительно небольшого города, как Евпатория, талонная система посещения специалистов казалось бы лучшее, что можно было придумать. Но все не так просто.
При действующей в настоящее время системе очередь за талонами выстраивается с 7 часов утра – задолго до открытия заветного окошка регистратуры. Позже очередь значительно редеет, но и талонов может не быть. Тогда к врачу проблематично попасть, если нет острой боли или высокой температуры.
Записаться и оформить талончик можно, конечно же, и по телефону, но дозвониться в поликлинику с утра практически нереально. Телефонная линия дает гудок «занято». После 10 – 11 часов пик звонков пройден, и можно звонить. Зачастую записаться на ближайшее время вам так не удастся. Голос в телефонной трубке предложит неделю, а то и две подождать.
Сотрудник регистратуры обязан объяснять местонахождение конкретных врачей и служб поликлиники, озвучивать график работы того или иного специалиста, объяснять, как и в какой день пациент может попасть к врачу, организовывать внеочередное оказание помощи пациентам с высокой температурой и острой болью, осуществлять выписку талонов и движение амбулаторных карт. Отсюда и занятость линии.
Но требуя соблюдения прав пациента, нужно понять, что сотрудник регистратуры не должен делать то, что не входит в его должностные обязанности, – например, извлекать из воздуха талоны на удобное для вас время…
ПОД КАБИНЕТОМ
ЕСЛИ талончик на прием уже в кармане, это практически гарантирует попадание к врачу, но ничего не говорит о затратах времени.
Работающих людей обычно возмущает то, что по талону нереально попасть к врачу в назначенное время и на ожидание иногда уходят часы, даже если у талона первый или второй номер. Невозможность спрогнозировать время, которое нужно потратить на конкретного пациента, – основная из проблем в медицинском учреждении. Чаще всего пациенты обращаются к доктору с проблемами разной сложности, и времени, предоставленного стандартом (на первичный прием 12 – 14 минут), недостаточно. Согласитесь, что попав к нужному специалисту, мы хотим, чтобы нам уделили времени столько, сколько действительно необходимо. В то же время, сидя в очереди, мы, как правило, страстно желаем, чтобы других принимали побыстрее.
ПРИВИВКА ДЛЯ РЕБЕНКА – ЕЩЕ ЧАС ОЖИДАНИЯ
ЗАЧАСТУЮ пройдя педиатра, вы узнаете, что вашему чаду пришел срок сделать прививку. Подходим к заветному прививочному кабинету, а там – снова очередь. Причем уже без талонов. Уставшие, то и дело поглядывающие на часы мамочки, скучающие от долгого ожидания дети – картина не для слабонервных. Но делать нечего – приходится ждать. В такие моменты и закрадывается мысль: а почему прививочный кабинет только один, а не два, например?
ОЧЕРЕДЬ ДЛЯ ТЕХ, КТО «ВНЕ ОЧЕРЕДИ»
ВСАМОМ деле, всегда находятся люди, которых будут принимать без очереди. Категории пациентов, имеющих право на внеочередное обслуживание, устанавливается законами, территориальными программами оказания медицинской помощи и руководством лечебного учреждения в рамках, не противоречащих законодательству.
Но, кроме тех, кому это положено по закону, есть еще платные пациенты, знакомые, начальники, родственники и те, кого завели в кабинет «за ручку». Да, официального права пройти впереди вас они не имеют, и когда такой человек оказывается впереди, – это, конечно, несправедливо.
А вот у остальных пациентов такие же права, как и у вас, и пропускать их или нет – ваше личное дело. Если, конечно, сам врач не решит иначе. И помните: хотя согласно шуткам самое веское право на внеочередное обслуживание дает фраза «Мне только спросить», пользоваться ею слишком часто не стоит. Потому что именно из-за чужих «спросить» и «подписать» в следующий раз можно самому засидеться под кабинетом.
ОТКУДА РАСТЕТ ХВОСТ ОЧЕРЕДИ
СТОЧКИ зрения пациента, это когда «злобный» доктор принимает слишком много народу без очереди и не умеет организовать процесс. А для врача прием – это длящаяся часами попытка затурканного доктора разорваться на части – стать двух-трехголовым чудищем, способным одновременно принимать по три-четыре пациента, выписывать льготные рецепты и тут же заполнять бланки диспансеризации...
Еще одна проблема государственных учреждений – нехватка персонала. Как следствие, доктор во время приема, помимо заполнения собственно врачебной документации, должен попутно выполнять работу медсестры. Отсюда – задержки, путаница в документации и т.д.
Сейчас для того, чтобы в поликлиниках, которые проектировались еще в 60 – 80-е годы, можно было принять всех желающих, в среднестатистические «участковые» вместо Айболитов нужно было брать исключительно шестируких Змеев Горынычей…
Тогда в поликлиниках не будет очередей. Есть, правда, другой вариант: отладить прозрачную систему записи и направления к специалистам, открыть рецептурные кабинеты, организовать грамотную диспетчерскую работу на первичном приеме, укомплектовать и расширить штаты поликлиник и адекватно оплачивать труд людей, ответственных за чужую жизнь и здоровье. Но пока, судя по всему, проще Змея Горыныча обрядить в белый халат. Поэтому рядовому пациенту нужно учиться выживать в условиях очередей и, собираясь в поликлинику, запастись временем и терпением.
Что думает об очередях в детской поликлинике, да и в остальных медицинских учреждениях Евпатории, управление здравоохранения? Временно исполняющий обязанности начальника управления здравоохранения города Евпатории Игорь Вадимович Винников подробно ответил на волнующие горожан вопросы.
– Игорь Вадимович, как вы думаете, почему в детской поликлинике постоянные очереди?
- Талонная система приема в поликлиниках как раз и создана для регулирования потока пациентов и обеспечения минимального времени ожидания приема. Очередь образуется, как правило, при нарушении самими пациентами назначенного времени и нарушении врачами нормативов, отведенных на прием одного пациента. Существующие нормативы – 10 минут на профилактический прием и 15 минут на прием по заболеванию не выполняются как врачами, так и родителями маленьких пациентов. Время уходит на одевание и раздевание ребенка, часто – на вопросы, ответить на которые может медицинская сестра, и другое.
А записаться на прием в детскую поликлинику можно и по телефону, и в регистратуре, и по интернету.
Увеличение очередей с закрытием филиала на Дм.Ульянова управление здравоохранения не связывает. Проведены определенные организационные мероприятия, которые нивелировали отсутствие филиала.
– Скажите, а что будет со зданием бывшего филиала детской поликлиники на Дмитрия Ульянова?
– Сейчас все городские учреждения и предприятия здравоохранения проходят процедуру передачи в собственность Министерства здравоохранения Республики Крым. Минздрав Крыма, как новый собственник, будет принимать решение о приоритетности финансирования ремонта этого объекта.
– Евпаторийцев волнует вопрос: как быть, если ребенок заболел, а на календаре выходной день? Ведь вызвать педиатра на дом в выходные дни возможно только до 12 часов дня.
– Для таких случаев в городе есть служба экстренной медицинской помощи. Вы можете вызвать бригаду экстренной медицинской помощи, которая в случае необходимости доставит ребенка в приемное отделение детской больницы, где обеспечено круглосуточное дежурство врачей.
– Почему в поликлинику не имеют права обращаться жители других районов Крыма?
– Жители других районов Крыма имеют право обращаться в любые медицинские учреждения, оказывающие первичную медицинскую помощь. Это право закреплено в Законе Российской Федерации «Об основах здравоохранения» №343-ФЗ. Порядок обращения в поликлинику не по месту жительства определен рядом приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации, в частности, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. №406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». С 1 января 2015 года будет вводиться система обязательного медицинского страхования, но она не исключает соблюдения порядка прикрепления к другому учреждению здравоохранения, вне места постоянного проживания. При экстренных случаях заболеваний на территории не по месту проживания помощь оказывается бесплатно за счет средств ОМС. Тут нужно различать постоянное обслуживание вне места проживания и обращение за медицинской помощью по месту настоящего пребывания.