ПОНИМАЯ, что и Москва не сразу строилась, все мы, тем не менее, подсознательно находимся в состоянии напряженного ожидания. Ожидания, прежде всего, видимых изменений. И это накладывает особенную ответственность на тех, кто предпринимает эти шаги по пути перемен к лучшему. С одной стороны, нельзя обмануть доверие избирателей. С другой – сегодня недопустим популистский подход, потакание иллюзиям большинства. Сложность крымских реалий состоит в том, что новые люди, пришедшие в сферу управления местными советами в результате последних выборов, только приступили к изучению законодательства РФ. И речь идет не только о знании конкретных российских законов, но и о понимании той модели организации власти, которая избрана для Крыма на федеральном уровне.
Структура крымской власти несколько отличается от структуры власти в большинстве субъектов РФ. В первую очередь, это касается должности главы администрации. В России чаще всего эта должность выборная, а в Крыму – назначаемая, и тем самым определен ее распорядительный характер. Более того, назначению на должность предшествует открытый конкурс, в котором имеют право принимать участие все желающие, обладающие опытом руководителя. В нашем городе этот конкурс состоится 24 октября. Именно после него будет определен глава администрации. Вопросы регламентации конкурса и законодательного закрепления его результатов являются первоочередными в повестках дня заседаний горсовета.
Далее, переход из одного правового поля в другое требует корректировки действия всей ранее существовавшей нормативной базы. То есть: чтобы начали действовать законы РФ, следует принять внушительное количество документации либо изменяющей, либо отменяющей местные нормативные акты, принятые в соответствии с законами Украины. Эта трудоемкая юридическая процедура является так же крайне необходимой. И этот фактор следует учитывать всем: и депутатам, торопящим события, и населению, торопящему исполняющие органы.
В последнем телевизионном интервью Глава Республики С. Аксенов сказал: «Может быть, темпы нашей работы не вполне отвечают ожиданиям крымчан, но мы выполним все, что нам поручено». Сегодня властям Крыма приходится одной рукой строить новые структуры, а другой – разбирать завалы проблем. И если взглянуть на повестку дня прошедшей во вторник 3-й сессии горсовета, то эти проблемы становятся очевидными.
Депутаты рассмотрели 26 вопросов. Процедура вышеупомянутого конкурса и ее законодательное закрепление были представлены в решениях об утверждении персонального состава конкурсной комиссии и решении о внесении изменений в уже принятое Положение о конкурсе. В комиссию вошли заместитель Председателя Совета министров Республики Крым министр внутренней политики, информации и связи Дмитрий Полонский, представители аппарата Совета министров Крыма и Евпаторийского городского совета. Необходимость изменений связана с корректировкой сроков утверждения главы администрации после проведения конкурса горсоветом.
Ряд решений связан с продолжающейся передачей городских и поселковых (пгт Мирный, Заозерное, Новоозерное) объектов здравоохранения в республиканскую собственность. Эта процедура носит обязательный характер, так как вопросы здравоохранения в РФ решаются на уровне субъекта федерации. В нашем случае – это уровень республиканского управления, что никаким образом не связано с прекращением деятельности лечебных учреждений: просто с момента передачи они напрямую поступают под управление крымского Минздрава.
Подобный характер носили и решения о передаче в безвозмездное пользование объектов недвижимого имущества по пр. Ленина, 56. Теперь по этому адресу территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и подразделение Министерства экологии и природных ресурсов будут соседствовать в одном здании.
Часть вопросов повестки сессии касалась приведения в соответствие с действующим российским законодательством ранее принятых решений. В частности, признаны утратившими силу Программа занятости населения и Программа содействия развитию гражданского общества – вместо них будут приняты соответствующие российские программы. В рамках подобной тематики признаны недействующими некоторые решения городского совета по вопросам приватизации и аренды, как противоречащие законодательству РФ. Это в целом не означает прекращения права собственности и аренды, но служит началом их юридического переоформления.
В фокусе постоянного внимания горсовета находится и непростой процесс ликвидации поселковых советов. Так, в отдельных случаях возникает необходимость замены членов комиссий, внесения точных формулировок в документацию о ликвидационных комиссиях, либо внесения изменений в полномочия комиссий. Как пример: для освоения субсидии, выделенной Новоозерненскому детсаду, комиссии наделены правом внесения изменений в бюджеты поселков.
Кроме хозяйственной и юридической части управления, депутаты приняли положение о Евпаторийском городском совете, внесли изменения в Регламент городского совета. Изменения коснулись создания и деятельности Президиума горсовета, контрольно-счетного органа, формирования механизмов допуска граждан на сессии горсовета, отчетов депутатов о своей деятельности, процедуры депутатских запросов. Изменены требования к помощникам депутатов: эту функцию может исполнять не только местный житель, но и любой гражданин РФ.
Также утверждены списки персонального состава постоянных комитетов горсовета. Комитет по вопросам нормотворческой деятельности, регламента, депутатской этики, связей с общественностью, взаимодействия с правоохранительными органами, информационной политики, межнациональных отношений, местного самоуправления, противодействия коррупции возглавил Константин Щукин, комитет по вопросам имущественных и земельных правоотношений, градостроительства, архитектуры, экологии и природных ресурсов – Гаяр Мухсимов, по вопросам экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политики – Ефим Ходос. Председателем комитета по вопросам здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты населения стала Эммилия Леонова, комитета по вопросам курорта, туризма, культуры, молодежной политики и спорта – Роман Тихончук, по вопросам инвестиционной политики, предпринимательства, торговли и защиты прав потребителей – Юрий Ветоха. Сергей Осьминин возглавил комитет по вопросам жизнеобеспечения, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, транспорта, энергетики и связи.
Наблюдая за переформатированием власти, невольно сравниваешь ситуацию со сходом лавины. С каждым днем объем работы вырастает все больше и, соответственно, повышаются требования к скорости реагирования народных избранников на стоящие перед ними задачи. Возрастает и их ответственность за принимаемые решения.