Жемчужина советской архитектурной традиции, осколок «Красной Атлантиды» – Евпаторийский Курортоград. Постичь его синтез одной только «алгеброй» невозможно, это настоящая крымская алхимия, создавшая уникальную среду.
В его архитектуре прослеживается канон – изменчивый, но удивительно ровный орнамент из типовых исторических модулей, органично вписанных в ландшафт. Пронизанный идеей адаптации и заботы о человеке, он не терпит архитектурного волюнтаризма. Евпатория исторически была подчинена рачительному освоению природных и климатических ресурсов. Нужно было построить ханский город в стратегической локации – он возник. Лечебные свойства местности ставятся на деловую основу – возникает царский модерн – гостиницы, пансионаты и т. д. Появился запрос на массовое оздоровление огромной страны, и в первую очередь детей – возник Курортоград. Детство и здоровье – два важнейших аспекта, которые будут актуальны всегда. Содружество с окружающей средой требует от зодчего внутренней самодисциплины, смирения и оглядки на контекст.
Здесь и герои-то особенные – не надменные атланты, а подвижники самопожертвования. В 1942-м здесь пал легендарный Евпаторийский десант, оттягивая силы врага от Севастополя. А в годы перестройки в евпаторийских здравницах продолжали спасать, лечить и продлевать жизнь врачи и медицинский персонал – те, кто не сломался и не ушел из профессии.
Сегодня пришло время спасать Курортоград. Из четко отлаженного оздоровительного механизма он превратился в кучу разрозненных «феодальных княжеств». Что-то ушло в частные руки, что-то осталось в номинальном владении ведомств, что-то «распилено» и сдается в аренду от бедности. Единой координации нет, как в советские времена.
С возвращением Крыма в состав РФ появляется шанс урегулировать отношения собственности, подвести законодательную базу под новую стратегию развития города, установить новые правила использования зданий и сооружений. Поэтому начать следует с подробной «медицинской карты» советского наследия – доступной, живой, интерактивной диаграммы, которая в режиме реального времени отражала бы болевые точки и происходящие изменения. Необходимо, чтобы сами горожане создавали и видели объективную картину, а хозяева строений – сумму штрафа за плохое содержание объекта. Тогда процветание Курортограда станет личным делом каждого, а не мифом.
Здравницы и пансионаты требуют нового культурного осмысления. Можно взять в качестве примера «Малый Иерусалим»: здесь удалось небольшими средствами создать живую, непопсовую среду – ремесленную, храмовую, просветительскую. Вот почему сюда тянутся туристы.
Курортоград – не менее мощный территориальный бренд. Его центром мог бы стать музей Крымской курортологии – по типу Политехнического: с лечебными процедурами, открытиями, прогрессивными технологиями. Об историческом наследии нужно рассказывать доступным и увлекательным языком, используя элемент игры, точки удивления.
Мне кажется, нет лучше места для рабочего музея, чем сердце курорта, грязелечебница «Мойнаки». Во-первых, это поможет спасти уникальное здание, которое сейчас пришло в аварийное состояние. Во-вторых, именно здесь идеально раскрывается миссия Курортограда – соединять в одно целое до- и послереволюционную историю города и одновременно погружать зрителя в архитектурную и работающую оздоровительную среду. Есть ли лучше предмет для гордости и патриотизма горожан? Музей, перетекающий в здравницу, – что может быть современнее?
По значению и статусу такой музей не уступит знаменитой диораме Рубо в Севастополе. А поскольку восстановление Курортограда как всероссийской детской здравницы – дело федерального значения, проект совсем не представляется утопией.
Досадно, что евпаторийцы недооценивают свой город. Одни простодушно считают, что Курортоград надо сломать и построить очередной псевдо-Дубай. Другие по старинке надеются, что за них все решат. Необходимо заново открыть жителям город, представить его как единый жизнеспособный организм, в котором скрыт фантастический потенциал. Не знали же, например, основатели грязелечебниц, что через несколько десятилетий с появлением «космодрома» возникнет космический фактор в образе древнего города.
Есть и энтузиасты, ведь Крым и Евпатория потрясающе талантливы. Здесь провел детство гениальный Сергей Курехин и многие другие деятели нашей культуры. Мои друзья и единомышленники – студенты и преподаватели Национальной академии природоохранного и курортного строительства в Симферополе, художник и дизайнер Иван Кудрявцев, режиссер и актер Андрей Пермяков, песчаный аниматор Ксения Симонова,
команда «Новой Евпатории» Андрея Филонова. Все время появляются интересные люди – созидатели, интеллигенция в хорошем смысле слова!
Андрей Пермяков организовал биеннале современного искусства, которое запланировано на декабрь. А накануне – осенью – мы проводим архитектурный воркшоп. Его цель – объединить местное архитектурное сообщество, поддержать и привлечь Союз молодых архитекторов Крыма. Воркшоп посвящен одной из загадок Евпатории – послевоенному нереализованному проекту Дома Советов.
Евпаторийский воркшоп станет лабораторным опытом работы с исторической, культурной и природной средой, часть которой – собор Св. Николая и мечеть Джума-Джами. Мы погрузимся в атмосферу 1947 года, послевоенного восстановления Крыма и попытаемся сформулировать концепт, уловить стилистику и создать образ. Объединенную концепцию воплотит в живописной панораме евпаторийский художник Иван Кудрявцев совместно с легендарной питерской арт-группой Doping Pong. Панно украсит экспозицию Крымского павильона на декабрьском всероссийском фестивале «Зодчество-2014» в Гостином дворе рядом с московским Кремлем. Ключевым же экспонатом павильона станет наш передвижной арт-проект «Курортоград», ретроспективно представляющий советскую архитектурную традицию Евпатории. И, конечно, проект горожане смогут увидеть в рамках евпаторийского биеналле современного искусства.
Проект с успехом демонстрировался во многих городах России и вызвал живейший интерес у профессиональных архитекторов и молодежи. Я надеюсь, в развитии «Курортоград» станет настоящим драйвером культурного развития Крыма, который позволит обнаружить все новые и новые грани пробуждающейся Атлантиды.