Свой сегмент в фотографии Его, человека евпаторийского происхождения, проживающего ныне в городе Запорожье, коллеги считают во многом первопроходцем. Евгений имеет свой стиль и даже некий авторский «сегмент» в украинской фотографии. И этим он особо интересен. Как известно, тысячи фотохудожников даже и не помышляют о своей творческой нише, предпочитая держаться вместе с другими коллегами в одной стилистической и жанровой «купели». Этого им бывает вполне достаточно, чтобы считать себя фотохудожником.
Компанийченко предпочитает работать в жанре, который люди, вовлеченные в фотографию, или отрицают вообще, или спрашивают сами себя: «Ну и что в этом особенного?!» И тем не менее, многие из посетителей выставок знают и помнят этого фотографа и наблюдают за его творчеством. Скорее всего потому, что он постоянно раздвигает и видоизменяет рамки своего творческого сегмента, не повторяясь и не замыкаясь в его границах.
Снимки Компанийченко необъективны, как вообще не может быть объективной творческая фотография. Он сам как бы присутствует в каждом своем кадре, проживает в нем чужую жизнь, становясь на мгновение срабатывания затвора фотокамеры кем-то другим. Так у многих фотографов происходит познание мира. Компанийченко в этом смысле – не исключение. С годами его снимки становятся все более философскими, вызывающими на размышление. Похоже, что даже непонимание его снимков посетителями выставки – это тоже форма признания.
Фотограф не ставит перед собой задачу произвести впечатление на зрителей. Сама работа явно доставляет автору эстетический кайф – этого достаточно для удовлетворения его творческих амбиций. Мнение других людей его не интересует – вне зависимости от того, ругают его или хвалят. И это удивительно. Подавляющее большинство творческих людей, как правило, жаждут славы и признания. Ради этого они и работают всю жизнь. А для Евгения Компанийченко признание или отрицание всегда остается за рамками кадра. Ему нравится сам процесс «производства» снимка, а не окончательный результат.
Правда, в этом своем творческом «эгоизме» автор выставки не одинок. Среди мастеров фотографического цеха немало людей, замкнутых в своей творческой «башне», и покидать ее они не хотят.
Как известно, каждый человек – это свой стиль. Компанийченко по своему мироощущению не физик, не лирик и тем более – не фотожурналист. Журналистика с приставкой «фото» сковала бы его необходимостью наполнять снимки информационным содержанием, втискивать их в определенные временные рамки.
Мастер предпочитает оставаться вне времени и договорных обязательств. Это его жесткая позиция. Эта его творческая жесткость проявляется во множестве работ, особенно в тех, которые выполнены в технике графики или снятые в «контровом» свете.
Создается впечатление, что автор делает снимки для людей, воспринимающих мир в черно-белой тональности, хотя на выставке немало работ и в цветном исполнении. Кстати, ни одна из них «не прилизана» фотошопом. Эту технику искусственной обработки снимков Компанийченко не признает вообще и, похоже, внутренне осуждает своих крымских коллег-пейзажистов, применяющих фотошоп очень активно.
…Выставка в «Золотом ключике» продлится до конца июля.
Валентин ГРАД. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №70(19002) от
26/7/2014 :: Содержание номера |