Профессор Николай Дриневский: «Пришло время наводить мосты…» Мы заранее договорились с профессором поговорить об управляемости курортной сферы. Эта тема для Крыма всегда была актуальной, такой она сохраняется и сейчас, в условиях законодательного пограничья. Законы Украины в курортной сфере уже не работают, а российское законодательное поле курорта и Крыма еще не освоено. – Так сложилось, – начал разговор Николай Павлович, – что после распада СССР курортная отрасль фактически оказалась неуправляемой. Ранее существовавшая модель управления была отвергнута, а новая так и не была создана. Государство решило, что рынок сам в состоянии расставить точки и сохранило под своей опекой только курортную сферу, относящуюся к Минздраву, то есть детские санатории. А профсоюзные и ведомственные здравницы оказались в свободном плавании: выживай как хочешь. Неуправляемость, как известно, приводит к хаосу. Так на деле и получилось. Предполагаю, что именно с дележа курортной сферы в стране начался развал и произвол в самом государстве…
– Вы же не будете отрицать, что государство все-таки пыталось навести законодательный порядок в курортной сфере. К примеру, был принят Закон «О курортах», который, кстати, прошел предварительное обсуждение в курортных регионах страны и был одобрен. Кроме того, было создано Министерство культуры и туризма, в задачи которого входило и развитие курортов. Кстати, в Крыму тоже было создано свое Министерство курортов и туризма…
– Что касается Закона «О курортах», то он оказался беззубым и совершенно неспособным к защите интересов отрасли. Более того, после принятия этого закона «прихватизация» объектов курорта не только не прекратилась, а стала даже нарастать. Если к началу 2001 года количество санаториев Украины сократилось на 14 процентов, то в Минздраве она достигла 23 процентов. К 2006 году коечная сеть детских оздоровительных учреждений сократилась… в два раза. Нужны еще какие-то факты деградации курортной отрасли?
Евпатория, кстати, в период курортного развала пострадала меньше, чем другие курортные города Крыма. У нас из реестра санаториев с принадлежностью к Минздраву списаны в небытие всего две здравницы – «Звездочка» и «Южный». Но по части незаконной застройки морского побережья Евпатория, считайте, не уступает Южному берегу Крыма. Достаточно посмотреть только на застройку улицы Симферопольской. Там здания стоят даже на территории пляжа. А чего стоит эпопея с затеей строительства коттеджного поселка в санитарной зоне озера Мойнаки! Согласно закону, о строительстве на его берегах не может быть и речи. Тем не менее, евпаторийские депутаты этот вопрос были готовы решить положительно. Хорошо, что вмешалась общественность…
– Вы согласны, что доставшаяся Украине курортная отрасль, в частности крымская, оказалась для нее излишней? Украина не смогла переварить эту часть курортного пирога.
– А между тем, в советские времена Украина считалась ведущей в курортном отношении республикой. В своей деятельности Центральный курортный совет опирался главным образом на возможности этого региона страны. В свое время только ей была доверена организация базовых санаториев, ведущих курортных учреждений СССР. Один из них, им. 40-летия Октября, был именно в Евпатории. После развала Советского Союза Украина сама выпустила из рук курортные вожжи, предпочтя наработанной советской системе рыночные отношения. Что из этого получилось – видите сами.
– А что мы должны видеть…
– То, что стандарты курортного дела до сих пор никого не интересуют, что земли рекреационного назначения были розданы под строительство гостиниц, ресторанов, увеселительных заведений. Всякая хозяйственная деятельность в курортных регионах сводилась к развитию торговли, решалась в интересах предпринимателей, сводилась к «пляжному» и медицинскому туризму. Курортное лечение оказалось оторванным от клинической медицины, была разрушена этапность лечения по традиционной схеме: «Клиника – поликлиника – курорт». Врачам известно, что без курортного этапа болеющие люди остаются недолеченными. «Если, к примеру, больной после операции на сердце не прошел курортный этап лечения, он не получил полного выздоровления», – подчеркивал Н. Амосов. Это касается и детей.
По данным анкетирования нашего института, в 2007– 2008 годах только каждый пятый ребенок из диспансерных групп мог получить санаторно-курортное лечение. Не думаю, что сейчас ситуация улучшилась. В идеале, если мы хотим иметь здоровую нацию, – курортное лечение должны были получить все нуждающиеся дети. Но это пока из области мечты…
– Николай Павлович, говорят, что вы – противник медицинского туризма. Между тем, это направление давно вошло в моду, и в странах Евросоюза он исключительно популярен…
– Туризм – это, во-первых, организованный досуг свободных людей и, во-вторых, – отдых здорового человека, не нуждающегося в медицинском наблюдении. При чем здесь, спрашивается, медицина? Это обычная коммерческая уловка людей, занимающихся такого рода бизнесом.
Дело дошло до того, что бизнес стал рекомендовать «медицинский туризм» с лечением онкологических больных! Извините, но это не лезет ни в какие ворота. Или, допустим, медицинский туризм предлагает свои услуги в улучшении репродуктивного здоровья. Разве можно решать такие серьезные вопросы походя, в рамках кратковременной туристической поездки?
– Давайте, как говорится, вернемся к нашим баранам. В настоящее время на курорте множество различных лечебных и оздоровительных учреждений разных форм собственности. Закон не дает права органам местного самоуправления вмешиваться в их деятельность. И как прикажете властям контролировать их работу? Не пускать же опять все на самотек…
– Будь моя воля, я бы не разрешал открывать медицинские учреждения без предоставления права органам власти контролировать их деятельность. Это право должно иметь министерство здравоохранения.
– В министерство, как говорится, не набегаешься. А вы согласны, что некие контрольные полномочия должны иметь структуры местных органов власти? Допустим, в Евпатории – это отдел курортов…
– Работа этого отдела имеет отношение только к сбору статистики по заполнению здравниц, гостиниц, оздоровительных лагерей. Это отдел с урезанными функциями, и он всегда существовал в рамках отдельных управлений – то экономики, то инвестиционной политики. Если город считает себя курортом государственного значения, то соответственно, должен быть не отдел по делам курортов, а полноценное управление. Естественно, – с функциями контроля над лечебным процессом в здравницах, с правом привлечения к работе науки, с возможностью обеспечения загрузки здравниц отдыхающими и т. д.
– Как вы считаете, с воссоединением Крыма с Россией управляемость курортной сферы станет эффективнее или останется на прежнем уровне?
– Надеюсь на коренное улучшение. Но на всякий случай давайте постучим по дереву от сглаза. Сейчас, в переходный период, в курортной сфере много организационных неурядиц, вопросов с собственниками здравниц, с привлечением инвесторов, с модернизацией материально-технической базы, с подбором кадров. С курорта так много всегда брали, что наступила пора возвращения долгов.
Я надеюсь на возрождение курортной отрасли в расчете на внимание государства. Наш соотечественник И. Л. Данилевский при защите докторской диссертации на тему «О государственной власти как наиболее опытном докторе» когда-то сказал: «Излечение болезней, искоренение их причин следует ожидать не от доктора и аптекарей, а только от государственной власти». Отмечу, что это было сказано в 1784 году.
И я с Данилевским согласен. Сейчас для государства наступило самое подходящее время наводить мосты между прошлым и будущим…
Интервью вел Валентин ЩЕРБИНИН. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №62(18994) от
5/7/2014 :: Содержание номера |