Владимир КИЗЕЛЬШТЕЙН: «Все делали вручную своими силами» Столетие евпаторийского трамвая – особая дата в жизни Владимира Кизельштейна, начинавшего свой трудовой путь 14-летним подростком в бывшем тресте «Электроводоснабжение», которое в то время обеспечивало и трамвайное движение нашего города.
|
В. Кизельштейн (первый справа) с водителем трамвая. Фото 1951 г.
|
Подростком он вернулся в Евпаторию из эвакуации вместе с матерью в сентябре 1944 года.
– Во многих местах город лежал в руинах, – вспоминает наш герой. – Проучившись в седьмом классе до середины мая следующего года, я устроился учеником слесаря-водопроводчика в трест «Электроводосабжение».
«Располагался он на территории трамвайного депо по улице Белинского, 1, засыпанной обломками разрушенных котельных установок. Трест занимался налаживанием работы сохранившегося водопроводно-канализационного хозяйства, состоящего из нескольких насосных станций, восстановлением электрообеспечения города, а также некоторыми работами по возобновлению трамвайного движения», – продолжает свой рассказ Владимир Ноевич.
На территории трамвайного парка сохранилось тогда несколько зданий – котельная одного котлоагрегата, небольшая контора, трамвайное депо с вагонами, механические мастерские и некоторые складские помещения. Было и небольшое хранилище топлива для насосных станций, мазут из которого развозили в бочках на подводе, чем иногда занимался и он.
С первого января 1946 года трест «Электроводоснабжение» разделили на два: «Водоканал», обосновавшийся по улице Дм. Ульянова, где ныне находится «Вода Крыма», и «Трансэлектро». Главной функцией последнего стало обеспечение города электроэнергией и возобновление трамвайного движения.
На этом предприятии Владимир Кизельштейн работал сетевым электриком. В составе небольшой бригады парнишка участвовал в восстановлении бывших, а также в установке новых линий электропередач. Все делали вручную своими силами. Первой запустили городскую трамвайную линию от Симферопольского кольца до «десятикопеечной» остановки.
– Где же она находилась и почему так называлась? – как будто сам по себе вырывается мой вопрос.
– На углу улиц Кирова и Гоголя, там была прокуратура. Кстати, в этом доме я прожил 47 лет и могу рассказать всю его историю, – добавляет Владимир Ноевич. – А «десятикопеечной» евпаторийцы ее называли потому, что проезд сюда стоил 10 копеек. Тогда ходил городской вагон по тому же маршруту, где сейчас ходит второй трамвай. У кондуктора была целая связка рулонов с билетами разной стоимости – 10, 15, 20 копеек…
К сожалению, трамвайное движение в те годы было нерегулярным из-за перебоев в электроснабжении. Юному Владимиру тогда приходилось выполнять функцию электрорегулятора на паровой машине. А среди пассажиров трамвая бытовала поговорка: «Хочешь добраться скорей – иди пешком».
«В конце 40-х годов на месте бывшей трикотажной фабрики поставили морской дизель-генератор, обеспечивающий главные городские объекты электроэнергией, – рассказывает ветеран. – Построили ртутно-выпрямительную, или, как ее еще назвали, тяговую подстанцию, на которой я работал дежурным. С этих пор трамвайное сообщение стало более надежным и удобным».
Военно-морская служба, которая длилась для Владимира целых пять лет, тоже стала продолжением трудовой деятельности. На торпедном катере он был электриком, как и в тресте «Трансэлектро», где юноша получил и на деле доказал свою квалификацию.
За долгие 62 года трудовой деятельности Владимиру Кизельштейну пришлось работать на многих предприятиях города, освоить немало профессий, что ему давалось легко.
После окончания с серебряной медалью вечерней школы бывший моряк без отрыва от производства получил диплом Одесского института холодильных установок, долгое время был главным инженером Евпаторийского пивзавода. И везде его ценили за знание дела и практическую смекалку, порядочность и принципиальность. «Если уверен, что я прав, меня никто не переубедит», – не скрывает Владимир Ноевич.
И сегодня в своем почтенном возрасте он умело пользуется компьютером, записывая воспоминания о своей юности, о прошлом родного города, которое немыслимо, как и день нынешний, без доброго, старого, надежного трамвая. Именно с послевоенного восстановления его движения и начал свое трудовое служение Евпатории Владимир Кизельштейн. О чем рассказывает теперь с понятной гордостью.
Алла МАЗУР. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №45(18977) от
14/5/2014 :: Содержание номера |