Звени еще сто лет, не унывай, неутомимый труженик трамвай Сто лет назад, 10 мая 1914 года, в Евпатории было открыто регулярное трамвайное движение. Евпатория стала вторым городом Крыма, после Севастополя, где появился электрический трамвай. В отличие от многих других трамвайных предприятий того времени, евпаторийский трамвай стал одним из первых муниципальных хозяйств. Городские власти выступили инициаторами организации трамвая в Евпатории, осуществляли контроль над его строительством и впоследствии стали владельцами трамвайного хозяйства.
|
Работники евпаторийского трамвая. Фото 1920-х гг.
|
Спасибо, господин Лебединский!
Впервые вопрос о необходимости организации трамвайного движения в городе обсуждался на заседаниях Евпаторийской городской думы в октябре 1889 года, тогда же была высказана мысль о постройке линии конного трамвая (городской железной дороги, вагоны которой приводились в движение лошадьми) от города до Мойнакской грязелечебницы. Этому проекту не суждено было осуществиться, но на территории Евпаторийского уезда конно-железная дорога все же получила развитие. В 1890-х гг. в уезде действовали две частные грузовые конно-железные дороги, предназначенные для перевозки соли от озер до пристаней близ с.Ак-Мечеть (ныне пгт Черноморское) и на Сакском озере.
В Евпатории потребность в городском трамвае с каждым годом ощущалась все более остро. В 1890 – 1900-е гг. территория города значительно увеличивается, застраивается обширный дачный район, растет мощность Мойнакской грязелечебницы, открываются первые санатории. Попытки решения «трамвайного» вопроса предпринимались городскими властями в 1897 – 1898, 1903, 1907 годах, но практические шаги так и не были сделаны.
Ситуация изменилась в 1911 году после выкупа городом электростанции у ее владельцев Д. С. Черкеза и П. Я. Сеферова. 16 февраля на заседании Евпаторийской Городской Думы гласный Игнатий Павлович Лебединский вновь поднимает вопрос о постройке трамвая.
Для решения этого вопроса 22 апреля Городская Дума избирает Электро-трамвайную комиссию, в которую вошли 12 гласных, в том числе И. П. Лебединский, избранный впоследствии председателем комиссии.
В фондах Евпаторийского краеведческого музея хранятся материалы о И. П. Лебединском и его семье, переданные музею жительницей г. Москвы Л. Н. Сидневой. Игнатий Павлович, юрист, гласный Евпаторийской Городской Думы, владел в Евпатории двумя дачными участками, один из которых в 1909 году отдал в безвозмездное пользование благотворительному обществу «Детская помощь» для летнего оздоровления детей из малоимущих семей. И. П. Лебединский принимал активное участие в жизни города, интересовался его проблемами. Познакомившись со строителем санкт-петербургского трамвая инженером-электротехником А. А. Боготурианцем, Игнатий Павлович попросил его разработать план сооружения трамвая в Евпатории и сметы. И уже на первом заседании Электро-трамвайной комиссии, состоявшемся 29 апреля 1911 года, И. П. Лебединский представил проект А. А. Боготурианца, который предусматривал сооружение однопутной узкоколейной (ширина колеи – 1000 мм) трамвайной линии с разъездами.
На рассмотрение комиссии было предложено три варианта трамвайного маршрута. Линию трамвая намечали проложить от Базарной площади (ныне кольцо на ул. Симферопольской) до театра, далее по улицам Дувановской и Третьей Продольной (ныне набережная имени Горького), затем – по улицам дачного района до Мойнакской грязелечебницы и обратно до театра по Мойнакскому проспекту (ныне проспект Ленина). Член комиссии С. Э. Дуван внес предложение изменить маршрут по дачному району, перенеся трамвайную линию с улиц Дувановской и Третьей Продольной, где располагались Приморская санатория (ныне санаторий «Приморский») и санаторий врачей Бобовича и Гелеловича (ныне территория санатория «Ударник») с целью оградить отдыхающих от «шума и вообще беспокойства», производимых трамваем.
На последующих заседаниях Электро-трамвайной комиссии, проводимых с участием Городского Головы А. И. Неймана, членов Городской Управы, инженера-электротехника А. А. Боготурианца, городского архитектора А. Л. Генриха, земского техника А. А. Степанова и архитектора П. Я. Сеферова, были разработаны технические условия и смета строительства трамвая, решен вопрос о финансировании.
Приблизительная стоимость строительства трамвая составила 300 тыс. рублей, из них 200 тыс. рублей выделил город, 100 тыс. рублей собрали дачевладельцы.
В декабре 1911 года Городская Управа сдала подряд на постройку электрического трамвая со всем оборудованием Русскому электрическому обществу «Вестингауз» (г. Москва). На этом подготовительная работа была завершена. 16 декабря 1911 года на заседании Городской Думы гласные единогласно постановили выразить глубокую благодарность председателю Электро-трамвайной комиссии И. П. Лебединскому за труды по разработке вопроса о сооружении трамвая.
За дело взялся «Вестингауз»
Однако работы по строительству трамвая были начаты только через год, после того как проект трамвая был утвержден сначала в строительном отделении Таврического губернского правления, затем в Министерстве внутренних дел в Санкт-Петербурге. В декабре 1912 года в Евпаторию прибыл представитель Русского электрического общества «Вестингауз» инженер В. В. Пеннер и приступил к постройке трамвайного депо. Вместе с ним работами руководил инженер-электрик В. Г. Балткай.
В июне началась прокладка трамвайных путей вдоль Мойнакского проспекта. Уже к началу 1914 года сооружение трамвайной линии и депо было завершено.
К этому времени на Мытищинском вагоностроительном заводе для Евпатории было изготовлено десять моторных вагонов. Большое внимание Электро-трамвайная комиссия уделила окраске трамвайных вагонов. На заседании комиссии 6 марта 1913 года большинство высказалось за окраску вагонов в светло-серый цвет, однако впоследствии выяснилось, что при лакировке светло-серая окраска получает нежелательный желтовато-зеленый оттенок. Поэтому комиссия приняла решение красить вагоны в красный цвет по образцу петербургского трамвая.
В январе – феврале 1914 года трамвайные вагоны в количестве 10 единиц (5 открытых и 5 закрытых) были доставлены в Евпаторию. В конце марта начались предпусковые испытания. Проба вагонов осуществлялась под контролем инженера московского трамвая Нарушевича.
10 мая 1914 года началось регулярное движение трамвая по всем трем линиям (городской, мойнакской, дачной). Маршруты городской и мойнакской линий сохранились до сегодняшнего дня в первоначальном виде. Городская линия начиналась от Базарной площади, далее шла по улицам Фонтанной, Лазаревской, Земской (ныне единая ул. Революции) до театра.
Трамвайный маршрут по дачной линии несколько отличался от современного. От театра трамвай шел по Гоголевской улице до 2-й Продольной (ныне ул. Кирова), по 2-й Продольной до 2-й линии (ныне ул. Фрунзе), поворачивал к морю, затем на 3-ю Продольную (ныне ул. Горького), шел до 4-й линии (ныне ул. Московская), по 4-й линии до 5-й Продольной (ныне ул. Маяковского), по 5-й Продольной до 7-й линии (ныне ул. Франко), по 7-й линии до Мойнакской грязелечебницы.
Об открытии трамвайного движения газета «Евпаторийские новости» писала 11 мая 1914 года: «Со вчерашнего дня открыто для публики трамвайное движение… Вагоны шли большей частью переполненные. Публика, очевидно, интересуется трамваем как новинкой, и в большинстве случаев просто катается…»
И сегодня, спустя сто лет, евпаторийский трамвай остается популярным и любимым средством передвижения евпаторийцев и гостей города, став по праву одной из самых ярких достопримечательностей Евпатории.
И. АНДРИЕВСКАЯ, ученый секретарь Евпаторийского краеведческого музея. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №45(18977) от
14/5/2014 :: Содержание номера |