Евпаторийская здравница
| ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты | Редакция | Подписка | Реклама |
Евпаторийская здравница - Навруз – праздник весны и надежды

ГЛАВНОЕ
Евпатория день за днем
Репортаж
Лента новостей
Эхо события
ОБЩЕСТВО
Жизнь города
Под острым углом
Курортный сезон
Люди твои, Евпатория
Образование и наука
Культура
Спортивная мозаика
СПЕЦПРОЕКТЫ
Актуальное интервью
Прямая линия
Депутат без политики
Тур выходного дня
ОФИЦИАЛЬНО
Городской совет
Решения
Сообщения
Выборы-2014
Партийная жизнь
РАЗНОЕ
Мини-интервью
Здоровье
Природа и мы
Потребитель
Происшествия
Коммерческая информация

Президент России

Правительство России

Государственный Совет Республики Крым

 

Культура


Навруз – праздник весны и надежды

С глубокой древности тюркские и персидские народы Передней и Средней Азии очень торжественно отмечают праздник Навруз (Новый год). Этот праздник связан с земледельческим календарем, по которому в северном полушарии на 21-22 марта приходилось весеннее равноденствие, знаменующее пробуждение природы, с первых весенних дождей до раскрытия цветов и появления ростков зелени. Долгая эпоха восточных войн и завоеваний не только не ликвидировала Навруз, а наоборот, именно в этот период праздник стал означать первый день нового года. С Навруза начинается и первый месяц года – Хамал.

Согласно древнему обычаю, до наступления Навруза люди должны тщательно убирать в домах и возле них, полностью рассчитаться с долгами. Дома и ворота украшаются ветками, побегами семи видов деревьев (ивы, оливы, айвы, граната и т. д.), различными цветами.

В произведениях звезд восточной поэзии – великих мыслителей Востока Махмуда Кашгари, Омара Хайяма, Ашика Омера и многих других – мы находим записи об этом празднике. В их произведениях отмечается не только соответствие Навруза законам природы, но и приводятся интересные сведения об обрядах, приметах и ритуалах, связанных с ним. Например, по данным Беруни, согласно указанию афсунлар (колдуна), если в первый день Навруза на заре, прежде чем произнести слово, съесть три ложки меда и зажечь три куска воска, можно избавиться от всех болезней. Еще одна примета: к тому, кто в день Навруза на заре перед молитвой съест немного сахара и намажет себя оливковым маслом (зейтун ягъи), в течение всего года не пристанет ни одна болезнь. Говоря об этом празднике, Беруни пишет: «У иранцев был обычай одаривать в дни Навруза друг друга сахаром. Потому что, по рассказам жреца Багдада Азарбада, в стране Джамшида в дни Навруза появляется сахарный тростник».

Махмуд Кашгари связывал Навруз с «мучал» – по названиям животных. Он приводит примеры народных песен, посвященных весне и исполняемых во время празднования Навруза. В одном из преданий, приводимых им и связанных с Наврузом, упоминаются названия животных в соответствии с двенадцатилетним циклом (мучал). Ученый пишет: «Турки предполагают, что каждый год животного цикла имеет свой сокровенный смысл. Например, по их мнению, если год называется годом коровы, то в этом году будет много войн. Если год курицы – будет изобилие продуктов, но и забот также прибавится, потому что курица питается зерном и постоянно его клюет. В год крокодила будет дождливо, ибо он живет в воде. Если наступит год свиньи, будет холодно, много снега, смуты… Некочевые восточные народы разделяют год на четыре сезона, имеющих свои названия. Каждые три месяца называются отдельно. Например, первые три месяца после наступления нового года называли ранним весенним сезоном года, ибо в это время наступает полнолуние».

В «Наврузнаме» Омара Хайяма имеются сведения о том, что во время празднования Навруза поливали водой землю, одаривали близких подарками, катались на качелях, раздавали сладости (кангдолат), определяли семилетний урожай, совершали ритуальные омовения и купания, другие обряды.

Конечно, каждая хозяйка в день Навруза украшает скатерть (дастархан), кладет на стол лепешки из муки различных зерновых – пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, гороха, чечевицы, риса, кунжута или фасоли, а также ставит семь блюд – проросшую пшеницу, жареный горох, кишмиш, орехи, сушеный абрикос, фисташки, сладости, семь белых пиал и монеты (золотые, серебряные).

Готовили и специальное блюдо из белого сахара и кокосового ореха с добавлением свежего молока и хурмы. На столе должны быть также кислое и свежее молоко, высушенная в виде шариков сузь­ма (курт) и крашеные яйца, различные фрукты. Основным праздничным блюдом, сохранившимся до настоящего времени, является ритуальный сумалак. У народов Средней Азии, в том числе и узбеков, новогодним ритуальным блюдом помимо сумалака считалась гужа (похлебка из джугары).

В праздничные дни на больших базарах оживлялась торговля, готовились различные блюда, заправленные мятой, свежим луком, ростками люцерны и другой зеленью, а также восточные сладости. Приготовление сумалака как символа хлеба насущного и изобилия требовало большого искусства. Оно сопровождалось песнями, танцами и другими развлечениями и играми, продолжавшимися почти сутки. Обычно сырье для приготовления сумалака собирали всем миром. Затем содержимое общего котла распределялось между всеми членами общины.

Во время празднования Навруза проводятся массовые гулянья (сайил), народные игры, соревнования, выступления певцов и танцоров, клоунов (масхарабоз) и канатоходцев.

Опираясь на свидетельства Омара Хайяма, следует отметить, что более двадцати шести веков с тех пор, как появился Навруз, во время этого праздника прекращались войны и взаимные интриги, заключались мирные договоры, даже похороны переносили на другие дни. Праздник был настолько веселым и радостным, что в эти дни не только проводили пышные торжества, но и обязательно проявляли теплоту и внимание к больным, посещали родных и друзей, навещали могилы родственников и близких, выражая взаимное доверие и симпатию, – словом, особо чтили общечеловеческие ценности.

Навруз является земледельческим праздником, и подготовка к нему проходила параллельно с мероприятиями, связанными с обработкой земли. До настоящего времени крестьяне с началом Навруза приступают к полевым работам: в садах и огородах сажают деревья и цветы, приводят в порядок агротехнику, подготавливают для посева местные удобренияа скотоводы готовятся к перегону скота на летние пастбища.

В Узбекистане самой трудоемкой из всех земледельческих работ, проводящихся ранней весной, была очистка каналов и дренажей, заполненных илом. Этой работе уделялось особое внимание, так как она требовала значительных усилий: единоличные хозяйства не могли в одиночку справиться с ней, и поэтому ее выполняли коллективно, всем селом или районом по народному методу хашар. Очень интересен обряд «лой тутиш» (подача глины) и «казув меросими» (чистка арыков). Так, ритуал «лой тутиш» состоял в следующем: если кто-либо проходил мимо занятых очисткой, ему в руки давали кусок глины или вручали лопату. Этот человек должен был отнести глину на место, очистить определенный участок арыка или угостить землекопов («зиефат бериш») и т. д.

По обычаю, если этот человек был певцом (бахши), он обязан был выступить перед хашарчи со своим репертуаром, если борец – показать свою силу в борьбе, а если кузнец – изготовить соответствующие инструменты или отремонтировать их. Если прохожий не имел возможности выполнить эти требования, то ему отводили определенный участок арыка, который он обязан был очистить, и лишь после этого мог быть свободным. Хашар (кумак) носил общественный характер, и потому согласно естественному праву был не только обязательным, но и сопровождался разными обычаями и обрядами, составляя важный элемент праздничных мероприятий.

В Средней Азии и Иране Навруз отмечают не только как народный, но и как государственный праздник. До 1870 года Навруз во многих восточных странах считался днем начала года. В больших городах и уездных центрах устраивались ярмарки, на которых проходили основные торжества. В период влияния на восточные регионы царской России в обиход прочно вошли государственные праздники, которые отмечались по григорианскому календарю. Но искоренить любимый праздник весны, веками сохранявшийся в исламской цивилизации, привнесенные традиции не смогли.

В период революционных событий и с приходом советской власти национальные обряды были несколько видоизменены, и праздники, в том числе и Навруз, официально не отмечались. Но непризнание на государственном уровне не мешало праздновать его по старинке в тесном семейном кругу. Сохранившиеся традиции с новой силой вошли в жизнь после второй мировой войны, когда в отношении религиозных вопросов были допущены послабления.

К началу XXI столетия генеральная Ассамблея ООН издает резолюцию, согласно которой день 21 марта официально становится днем празднования Навруза и единым для всех восточных стран и государств. В этот праздник «Нового дня» с особым смыслом и благоговением почитаются древние традиции, прошедшие сквозь века и не затерявшиеся в событиях ушедших эпох. Своим существованием праздник словно оправдывает истинное предназначение и с особой силой подчеркивает момент возрождения природы и начала очередного годового цикла.

Как и многие древние праздники, Навруз олицетворяет праздник добра, взаимной благодарности и любви, которой хочется наполнить предстоящий новый год.

Навруз байрамыныз
мубарек олсун!
С праздником Навруз,
уважаемые крымчане,
дорогие мои евпаторийцы!

Алифе ЯШЛАВСКАЯ.


Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №30(18962) от 22/3/2014

:: Содержание номера

 
Письмо в редакцию | ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты |

© 2012-2015 «Евпаторийская здравница»
Использование материалов сайта приветствуется при наличии ссылки на «ЕЗ»