Думайте сами, решайте сами: вести или не вести… Еще несколько лет назад ни у кого не возникало сомнений, с какого возраста отдавать ребенка в первый класс, – в школу шли с семи лет. Но на волне новых реформ, начиная с 2001 года, за партой оказались уже шестилетки. И в настоящее время оставить ребенка еще на один год в садике можно только по медицинским показаниям. Тем не менее, некоторые родители, учителя и психологи сомневаются в категоричности такой установки. Последнее слово в этом важном вопросе остается за родителями, которые в тесном взаимодействии с педагогами, психологами и врачами принимают ответственное решение. Но и в родительской среде нет однозначного мнения, что, впрочем, вполне объяснимо. Ведь одинаковых детей не бывает: у каждого свой уровень психоэмоционального и умственного развития, способностей, подготовки к школе. Многие из родителей боятся, если ребенка задержать на год в детском саду, не будет ли замедляться его развитие. Другие же, наоборот, не хотят лишать свое дитя еще одного года детства…
br>
Можно ли дать универсальный совет, в каком возрасте лучше отправлять детей в первый класс – с семи лет или все-таки с шести? За комментариями по этому вопросу мы обратились к профессионалам сферы образования города, а также по нашей традиции поинтересовались мнением родителей.
Елена ФЕКЛИСТОВА, методист управления образования Евпаторийского городского совета по дошкольному образованию, секретарь городской аттестационной комиссии:
– Закон Украины «Об общем среднем образовании» определяет возраст первоклассников, как правило, с шести лет. Сегодня в дошкольных учебных заведениях отсутствуют подготовительные группы для шестилеток. Поэтому согласно закону все дети, которым на 1 сентября исполняется шесть лет, должны идти в школу. Исключением могут являться лишь медицинские показания, в том числе – рекомендации детского психиатра, городской психолого-медико-педагогической консультации, на основании которых ребенок может быть направлен в специализированные группы или дошкольные учебные заведения.
В другом случае, если в шесть лет мама не ведет ребенка в школу, он остается дома и может получать дополнительное дошкольное образование. Родителям предоставляется право самостоятельного выбора учреждения, где ребенок сможет получать дополнительное дошкольное образование. Это группы по подготовке детей к школе в общеобразовательных учебных заведениях, центры развития ребенка, которые прошли процедуру лицензирования (приказ Министерства образования и науки Украины от 28.01.2014 г.).
Сейчас в Евпатории работают только два лицензированных центра по развитию дошкольников – это детская академия развития «Лидер» и МДЦК «Золотой ключик».
Юлия РУДЫКА, руководитель городского методического объединения учителей начальной школы, учитель начальных классов Евпаторийского учебно-воспитательного комплекса «Гимназия им. И. Сельвинского»:
– Сегодня педагоги дошкольных учебных учреждений работают по программе развития детей старшего дошкольного возраста (пятилеток) «Уверенный старт», которая разработана в соответствии с требованиями базового компонента дошкольного образования Украины и утверждена Министерством образования и науки Украины. Она базируется на внедрении личностно-ориентированного подхода к каждому из детей, предусматривает учет их интересов и способностей. Кроме того, программа предполагает преемственность в обучении между дошкольным и начальным образованием. И в соответствии с Законом об образовании после получения обязательного дошкольного образования дети, которым на 1 сентября исполнилось шесть лет, переходят на следующий этап обучения – в школу. Такова правовая база нашего государства.
Сделать объективное заключение о готовности ребенка к школе могут только узкие специалисты, поскольку родительское мнение может быть субъективным по ряду причин.
Тем не менее, умения читать, писать и считать не могут быть основными критериями уровня психофизического развития ребенка и тем более готовности его к обучению в школе. Главными критериями при поступлении в школу являются развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие) и общеучебных умений и навыков. К ним относятся умение слушать слово учителя, умение выполнять определенные указания (открыть нужную страницу, повторить что-то), умение наблюдать, размышлять, запоминать. В этот период проявляется и умение общаться с коллективом, элементарные навыки самообслуживания (переодеться, сложить одежду, приготовить нужные принадлежности к уроку).
Поэтому среди достаточных оснований для поступления в школу с шести лет я назвала бы следующие:
- здоровье ребенка, его крепкий иммунитет, заболеваемость не более пяти-шести раз в году, отсутствие хронических болезней; ребенок должен быть социально адаптирован, уметь легко налаживать контакты и желательно иметь опыт посещения детских дошкольных учреждений или центров развития, а также понимать назначение школы и правила учебы в ней;
- у ребенка должна быть адекватная самооценка, низкая тревожность и утомляемость, невысокая эмоциональная возбудимость, развитая самостоятельность, он должен уметь хорошо ориентироваться в окружающем мире, знать имена родителей, род их занятий, адреса и телефоны;
- ребенок хорошо владеет речью, достаточно четко произносит все звуки, имеет достаточный для своего возраста словарный запас;
- ребенок действительно хорошо читает, может ответить на вопросы по прочитанному взрослым, считает в пределах первого десятка, у него развиты навыки гигиены письма (правильная осанка при письме, правильно держит ручку или карандаш при письме, раскрашивании).
Только при сочетании всех вышеперечисленных факторов начало учебы в школе для шестилеток будет разумным и ответственным решением. К тому же для шестилеток должны быть созданы особые условия пребывания в школе. Не случайно первые классы для шестилеток открывались на базе детских садов.
Подчеркну, что главное при выборе школы – учитывать способности ребенка и исходить из его возможностей, чтобы в некоторых случаях избежать дополнительных трудностей. К примеру, при поступлении в нашу гимназию обязательно надо пройти собеседования с психологом и логопедом. Специалисты оценивают подготовку ребенка к процессу обучения и выявляют определенные наклонности или возможные трудности в обучении.
Валентина КОВАЛЕНКО, заведующая ДУЗ № 6 «Звездочка»:
– В этом вопросе трудно дать универсальный совет – все дети индивидуальны. Педагоги, врачи, психологи могут только рекомендовать, а принимать окончательное решение о готовности ребенка к школе вправе его родители. И сохранение такой возможности за семьей очень важно. В этом вопросе, безусловно, необходим дифференцированный подход к каждому ребенку.
Из опыта последних лет большинство наших педагогов-дошкольников приходят к выводу, что более адаптированы к школе все-таки дети с семи лет. В этом возрасте выносливость организма существенно повышается, ребенок лучше подготовлен психологически и умственно, более самостоятелен. Возраст с шести до семи лет – это период интенсивного развития, сравнимый с таким же скачком в развитии, как период с рождения и до года. В это время активно развиваются умственные способности, ребенок лучше адаптирован к школе. Кроме того, нельзя забывать, что до семи лет дети очень любят играть, поэтому обучение должно проходить в игровой форме. В последнее время родители стали внимательнее и щепетильнее относиться ко многим перечисленным факторам. К примеру, в этом учебном году в нашем дошкольном заведении 32 ребенка станут первоклассниками, а вот родители девяти шестилеток по разным причинам приняли решение отложить это событие еще на год.
Ирина ДУДКА, 27 лет:
– Если бы меня спросили, в шесть или пять лет отправлять ребенка в школу, я бы задумалась… А по поводу школьного возраста с шести лет в нашей семье сомнений не возникает. Дочке сейчас 4,5 года, кроме детского сада, она ходит в Детскую школу искусств, занимается танцами. В шесть лет мы смело отправим ее в школу. К тому же я сама по настоянию родителей переступила школьный порог в шестилетнем возрасте еще в 1993 году. Что не помешало мне стать медалисткой и в данный момент получать уже второе высшее образование. Если есть уверенность в способностях ребенка, надо отправлять его в школу. Но каждый ребенок индивидуален.
Любовь ШУШАРИНА, 37 лет:
– В шесть лет у ребенка предел сосредоточенности внимания на предмете – всего 25 минут. Очень трудно заставить малыша сидеть в одном положении и слушать учителя на протяжении 35-минутного урока, при этом умея ориентироваться в новой атмосфере и легко усваивая материал. К тому же дети в шесть лет имеют склонность усваивать информацию только в игровой форме обучения. И если у нас были первые классы с единым игровым пространством, можно было бы и попробовать. Это могло стать своеобразным переходом между садиком и школой. Кроме того, у ребенка в этом возрасте еще должен сохраняться дневной сон. Не каждый родитель имеет возможность привести ребенка домой и положить его спать днем. И далеко не во всех школах есть группы продленного дня для шестилеток с дневным сном, таким необходимым в этом возрасте. Поэтому пока я придерживаюсь мнения отдать ребенка в школу к семи годам.
Анна КОВАЛЬСКАЯ, 31 год:
– Мы с мужем больше склоняемся к решению начинать обучение в школе с семи лет. Однако старшего сына отправили учиться в шесть лет, и младший пойдет в школу в этом году тоже шестилеткой. Эта тема содержит в себе много «за» и «против». Медицинских противопоказаний у наших детей нет. Поэтому ждать еще год не будем. Тем более что сложившийся еще в детском саду дружный коллектив, в котором наш ребенок чувствует себя уютно и комфортно, нам удастся сохранить.
Как видим, общая тенденция во мнениях вполне объяснима. Чем старше ребенок, тем более подготовлен его организм к психологическим, умственным и физическим нагрузкам. Но каждый ребенок – индивидуален, и последнее слово всегда остается за родителями. Самое главное, на тернистом пути получения знаний внушить вашему юному гению три главные вещи: он нужен, его любят и всегда поддержат – тогда успех будет гарантирован!
Подготовила Елена БАУМ. Фото автора. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №25(18957) от
6/3/2014 :: Содержание номера |