На экскурсию – в салон самолета Евпаторийский авиационный ремонтный завод (ГП ЕАРЗ) – одно из тех немногих предприятий нашего города, которые до сих пор находятся в рабочем состоянии. Завод не просто выполнял десятилетиями военные заказы – совсем недавно он был воинской частью и возглавлял его не директор, а командир. В 1988 году командир этого режимного объекта Григорий Алексеевич КОТОВ организовал в салоне самолета Ил-18 музей. Именно сюда и отправились юнкоры СЮН накануне празднования Дня защитника Отечества. Нам хотелось не только отдать дань памяти защитникам Родины, павшим в годы Великой Отечественной войны, и уже ушедшим ветеранам военного завода, всю жизнь проработавшим здесь в тяжелых условиях (коллектив вернулся из эвакуации в Евпаторию в 1944 году). Мы считаем, что мир – главное условие для сохранения природы и борьбы за экологическую чистоту окружающей среды. Авиаремонтный завод выполнял и продолжает выполнять заказы Министерства обороны Украины, а значит, поддерживает щит над мирными просторами Крыма. В названии музея-самолета не случайно отмечено «боевой и трудовой славы части». Он – часть военной истории Евпатории.
Попасть сюда не просто: музей находится на охраняемой территории, и не многие школьники города здесь бывали. Мы увидели красивый парк с бассейном, скульптуры, а также – корпуса самолетов Ил-14 и Як-38. Нашим гидом стал заслуженный ветеран завода Виктор Борисович Бесперстов. Он работает на предприятии с 1963 года, прошел путь от рядового работника до старшего контрольного мастера. Он строго следил за качеством работ по ремонту разных систем самолетов, в том числе – системы управления воздушным судном. Виктор Борисович рассказал нам о разных типах военной и гражданской летательной техники. В своей жизни ему довелось проверить каждую деталь системы.
В настоящее время на предприятии тоже проводится ремонт некоторых типов самолетов и отдельных узлов (воздушных винтов) из Казахстана и даже из Латинской Америки, из далекой страны Чили. На ремонте здесь находятся и самолеты Як-42 из Судана и Ирана.
В первую очередь нас интересовал самолет Ил-14 – советский летательный аппарат, разработанный в конце 1940-х годов для замены устаревших к тому времени Ил-12. На нашем авиазаводе модели таких самолетов чинили с 1962-го до 1972 года: в месяц их ремонтировалось до шести единиц! В этих работах участвовало более тысячи сотрудников предприятия. Сам же Ил-14 считается пассажирским, а в данный момент в нем находится целый музей, торжественное открытие которого состоялось 23 февраля 1988 года – по инициативе командира части Григория Алексеевича Котова.
Когда-то считалось, что этот самолет-музей использовали для перелетов одного из руководителей Советского Союза, но Виктор Борисович отверг такую версию. Самолет самый обычный, серийной комплектации. Однако теперь внутри собраны уникальные документы довоенной, военной и послевоенной истории завода, который недавно отметил 85-летний юбилей. Примерно в 1957 году завод переехал на нынешнее место из центра Евпатории. Юные журналисты с удивлением узнали, что ремонт боевых летательных аппаратов «Кингкобра», «самолетов Лавочкина» и легендарных «Дугласов» проводился на месте бывшего Дома мебели (нынешнего «Фуршета»). Авиаремонтные мастерские с 1944 года занимали квартал от улицы 8 Марта до улицы Володарского, а столярные мастерские предприятия оставались на ул. Дм. Ульянова чуть ли не до начала 1960-х годов.
После осмотра экспозиции музея юннаты расспросили Виктора Борисовича о самолете Як-38 (ВМ). Это – советский палубный штурмовик, первый в СССР серийный самолет вертикального взлета и посадки. При его конструировании использовались сведения, полученные при разработке и во время испытаний опытного самолета Як-36. Отремонтировано таких самолетов на нашем заводе более ста. Производился Як-38 в Саратове, а базировались эскадрильи в Саках, а также в других подразделениях не только Черноморского, но и Северного, Дальневосточного флотов.
На крыльях данной модели самолета размещались по две кассеты, в каждой из которых было до 30 ракет класса «воздух-земля». В сумме этот самолет мог нанести ракетный залп из 120 выстрелов, что очень значительно для одного небольшого по размерам самолета.
Думаю, что и другим было бы интересно посмотреть на документы и предметы героического прошлого нашей недавней истории. У многих с военным предприятием Евпатории связаны семейные воспоминания, ведь за 85 лет своей биографии на заводе трудилось несколько поколений рабочих и инженеров, причем работников высокой квалификации, недаром многие мастера своего дела не раз были откомандированы на авиационный завод в Киев, где выполняли ответственные задания.
Известно, что сразу после освобождения Евпатории в 1944 году завод вернулся в Крым с Кавказа, на его территории ремонтировали такие самолеты, как «Аэрокобра», «Кингкобра», «Киттихаук», «Каталина», «Дуглас», Ла-9, Ла-11. Жаль, что не все знают об этих летательных аппаратах, а могли бы знать больше, побывав в самом необычном музее Евпатории.
Мы хотим поблагодарить персонал завода, а особенно Виктора Борисовича Бесперстова и директора предприятия Виктора Владимировича Шеремета, за проведенную экскурсию и от всей души поздравить ветеранов и нынешний коллектив предприятия с Днем защитника Отечества. Желаем мирного неба, в котором летали бы самолеты, отремонтированные в Евпатории.
Никита ЯСТРУБ, воспитанник кружка «Экологическая журналистика» СЮН, юнкор «Евпаторийской здравницы», учащийся ЕОШ № 12. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №21(18952) от
20/2/2014 :: Содержание номера |