Евпаторийская здравница
| ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты | Редакция | Подписка | Реклама |
Евпаторийская здравница - Донузлавская параллель

ГЛАВНОЕ
Евпатория день за днем
Репортаж
Лента новостей
Эхо события
ОБЩЕСТВО
Жизнь города
Под острым углом
Курортный сезон
Люди твои, Евпатория
Образование и наука
Культура
Спортивная мозаика
СПЕЦПРОЕКТЫ
Актуальное интервью
Прямая линия
Депутат без политики
Тур выходного дня
ОФИЦИАЛЬНО
Городской совет
Решения
Сообщения
Выборы-2014
Партийная жизнь
РАЗНОЕ
Мини-интервью
Здоровье
Природа и мы
Потребитель
Происшествия
Коммерческая информация

Президент России

Правительство России

Государственный Совет Республики Крым

 

Под острым углом


Донузлавская параллель

СОБЫТИЯ в Киеве вывели в тень актуальную для Крыма тему о строительстве в Западном Крыму глубоководного мегапорта в районе озера Богайлы для транспортировки в Китай украинской сельскохозяйственной продукции. Политикам, понятное дело, сейчас не до проектов такого рода. Когда на улицах и площадях городов возводят баррикады, об инвестициях в экономику говорить не приходится.

МЕЖДУ тем, строительство морского порта в районе озера Богайлы для Крыма – тема вовсе не второстепенная. По сути дела, на западном побережье полу­острова предполагается возвести объект, который может изменить не только приморский пейзаж, но и экономику с инфраструктурой региона в целом, окажет влияние на развитие автомобильных и железных дорог, на занятость и уклад жизни местного населения. И это несомненный плюс проекта.

При всем этом ученые предупреждают, что порт негативно повлияет на экологию прилегающей территории, перспективной в курортном отношении. А это, извините, жирный минус. Между тем китайская сторона заявила о готовности приступить к строительству уже в конце 2014 года.

Меморандум о строительстве порта в Западном Крыму подписал Президент Украины Виктор Янукович в ходе визита в Китай в декабре прошлого года. Сам по себе такой уровень свидетельствует о том, что стройка в Крыму – дело фактически решенное. Украину в проекте представляет компания «Киевгидроинвест», китайскую сторону – компания ВICIM, имеющая отношение к миллиардеру Ван Дцзину. «Фонд стратегической культуры» утверждает, что этот бизнесмен пользуется у себя в стране поддержкой на высшем государственном уровне. Китайский миллиардер с 2012 года возглавляет также компанию HKND Group Holdings Limited, являющуюся участницей крупномасштабного бизнес-проекта по строительству Большого никарагуанского канала стоимостью 50 млрд долларов.

Для большинства крымчан эта новость оказалась громом среди ясного неба. Не в курсе дел с проектом оказались даже местные громады, до тех пор не подозревавшие о смене экономических декораций на своей территории. В крымской стратегии социально-экономического развития прибрежная территория Западного Крыма до недавнего времени была предназначена для создания современного курорта под названием «Крымская Анталия». И этот проект, заметим, тоже с приставкой «мега». Как в таком случае совместить интересы курорта с подписанным в Пекине меморандумом?

Напоминание о прошедшем времени

КАК известно, в середине 2000-х Крым уже имел дело с аналогичным проектом строительства порта на озере Донузлав. Его продвигала компания «Таврида-порт», созданная в июле 2000 года специально под эту стройку. По расчетам проектировщиков, цена вопроса составляла тогда 2,5 млрд евро. Эти средства планировалось освоить непосредственно на сооружении самого порта с комплексом промышленных предприятий и бункерной базы, а также перегрузочного терминала, в ходе строительства судоверфи, прокладки к Донузлаву железной дороги от станции Воинка и автодороги первого класса качества. Бывший в то время президентом Виктор Ющенко сам побывал на озере, облетел его акваторию на вертолете, выслушал заключения специалистов. Идея с донузлавским морским комплексом ему явно понравилась.

В 2005 году Совмин Крыма представил президенту «убойные» аргументы о выгодных сторонах проекта. Во-первых, эта стройка якобы позволит стабилизировать социально-экономическое развитие депрессивного донузлавского региона. Во-вторых, порт будет перечислять в бюджеты разных уровней до 65 млн евро ежегодно и, в-третьих, инвесторы в этой связи создадут 12 тысяч рабочих мест. Предполагалось, что первая очередь морского комплекса заработает в первом полугодии 2007 года, а вторая вступит в строй в 2014 году. Через 9–10 лет порт, по убеждению Совмина, должен был стать самоокупаемым, дескать, нужен только президентский указ о начале работ. И такой указ – «О мерах по созданию Крымского морского транспортно-промышленного комплекса «Донузлав» – был подписан 23 сентября 2005 года.

Позднее оказалось, что комплексу предстоит заниматься не только безопасными для экологии региона контейнерными перевозками, как уверяли ранее инициаторы строительства. Проект предусматривал также переработку 5 млн тонн бункеровочного топлива, 2 млн тонн светлых нефтепродуктов, 20 млн тонн сырой нефти, 1 млн тонн химических продуктов, 6 млн тонн угля и руды и т. д. По сути дела, рядом с Евпаторией закладывалась экологическая бомба замедленного действия. И народ, как говорится, восстал…

Под давлением экологов, общественности и местных органов власти президенту от этого проекта пришлось отказаться. Протесты крымчан о нецелесо­образности строительства объекта по соседству с детским курортом государственного значения были настолько масштабными, что Киев пошел на уступки, и Виктор Ющенко отозвал указ о донузлавской стройке. Как бы к этому политику сейчас ни относились, в данном случае президент прислушался к крымскому мнению, не побоявшись разочаровать заинтересованных в этом проекте лиц.

Теперь крымчанам предлагается наступить на те же донузлавские грабли. Киев реанимировал идею строительства в Крыму порта, правда, с другой географической привязкой – по соседству с поселком Фрунзе, в районе озера Богайлы. При этом в качестве альтернативного рассматривается и донузлавский вариант размещения объекта. В экономическом отношении он даже предпочтительнее: в этом озере прекрасная, защищенная от штормов глубоководная гавань и свободная от застройки прибрежная территория. Не исключено, что украинская и китайская стороны со временем еще вернутся к вопросу о дислокации портового комплекса. Правду говорят, что история учит, что она ничему не учит.

Запланированная деградация

ЗАПАДНОЕ побережье Крыма более чувствительно к малейшему вмешательству со стороны человека, чем любая другая часть полуострова. По своей геологии пляжи этого отрезка побережья относятся к аккумулятивным, то есть намывным, зависящим от морских течений и ветра. Поэтому и очень уязвимы…

Деградация побережья здесь происходит по ряду причин, в том числе и под влиянием Северо-Крымского канала. По утверждениям ученых, пресные воды Днепра из канала по подземным путям попадают в приморские лиманы и постепенно замещают соленую рапу. Такого рода круговорот продолжается до сих пор, превращая озера с залежами лечебной грязи в опресненные водоемы. Вряд ли кому-нибудь пришло в голову подсчитать объемы нанесенного в этой связи ущерба, но можно предположить, что речь идет о сотнях миллионов гривен.

В мартиролог природных «перерожденцев» занесено и озеро Богайлы, которое опреснилось в начале 70-х годов прошлого века. Сейчас здесь местные рыбаки ловят карасей и карпов. Постепенно уровень минерализации снизился на озерах Кизил-Яр, Сасык-Сиваш, Мойнаки, Аджи-Байчи и в других лиманах. Все «перерожденцы» давно исключены из реестра месторождений лечебной грязи.

В эти же годы из-за зарегулированности стока крымских рек в Западном Крыму началось катастрофическое сокращение ширины песчаной полосы. В некоторых местах побережья оно составляет от одного до трех метров ежегодно. Из-за дефицита песчано-гравийного материала, ранее поступающего по транзиту с суши, море наступает на берег, перекраивая побережье залива по своим лекалам. В целом полуостров ежегодно теряет до 13 гектаров пляжной полосы. Более половины этих потерь приходится на евпаторийский и сакский берега.

Свое лыко в строку в этой связи вставил и Наземный испытательный тренажер корабельной авиации (НИТКА) – морское сооружение для тренировки летчиков. Объект расположен в районе поселка Новофедоровка, по соседству с Саками. Этот авиационный трамплин был построен в начале 80-х годов без изучения экологических последствий для побережья Каламитского залива. НИТКА, по сути дела, до сих пор является своеобразной плотиной на пути морских потоков песчано-гравийной смеси, веками питающей побережье залива.

Неудивительно, что знаменитые некогда евпаторийские пляжи сокращаются на глазах, как шагреневая кожа. Часть участков побережья к началу курортного сезона теперь приходится подсыпать привозным песком. Евпаторийский курорт, некогда пользующийся славой лучшего места для купаний на Черном море, постепенно теряет свое природное преимущество. А репутация, как известно, дороже денег.

В связи со строительством порта в районе озера Богайлы можно прогнозировать новую угрозу для береговой полосы всего Западного Крыма. В первую очередь потому, что портовая гавань глубиной 25 метров будет играть роль гигантского пылесоса, втягивающего в себя песок с местного побережья. Такой природный механизм уже действует на подходном канале Донузлава, который приходится регулярно чистить и углублять для прохода судов.

Что касается нового порта, то, по предварительным данным, на подходе к нему будет проложен канал длиной 9 км и глубиной, очевидно, не уступающей самой гавани. Это будет гигантская ловушка для морского течения, несущего песчаную подпитку для пляжей. Евпатория это уже проходила на примере того же комплекса НИТКА. Некоторые газеты в связи со строительством нового порта уже предрекают Евпатории окончательную потерю пляжей.

Пляжи спасут экологи?

ПРАВДА, еще есть надежда, что этот проект не будет реализован без экологической экспертизы и общественных обсуждений. По крайней мере, об этом заявил в беседе с журналистами председатель Совмина Крыма Анатолий Могилев.

«У нас есть как минимум три места, где можно такой проект реализовывать. Это озеро поселка Фрунзе, это Донузлав и территория около Керчи, где есть залив, подобный Донузлаву. Все эти места будут прорабатываться, и поверьте, если хотя бы по одному из них будет заключение экологов, что нарушается баланс, так сказать, природных явлений, он будет у нас отклонен однозначно без разговоров. Порт нужен, но только с минимальными потерями для экологии или вообще без повреждений экологии», – заверил Анатолий Могилев.

Как бы там ни было, евпаторийский курорт и городские власти на примере Донузлава уже имеют успешный опыт противодействия проектам, получившим даже президентское одобрение. И этот опыт городу, кажется, в скором времени опять пригодится…

Валентин ЩЕРБИНИН.


Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №14(18946) от 8/2/2014

:: Содержание номера

 
Письмо в редакцию | ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты |

© 2012-2015 «Евпаторийская здравница»
Использование материалов сайта приветствуется при наличии ссылки на «ЕЗ»