Евпаторийская здравница
| ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты | Редакция | Подписка | Реклама |
Евпаторийская здравница - «Письма счастья»

ГЛАВНОЕ
Евпатория день за днем
Репортаж
Лента новостей
Эхо события
ОБЩЕСТВО
Жизнь города
Под острым углом
Курортный сезон
Люди твои, Евпатория
Образование и наука
Культура
Спортивная мозаика
СПЕЦПРОЕКТЫ
Актуальное интервью
Прямая линия
Депутат без политики
Тур выходного дня
ОФИЦИАЛЬНО
Городской совет
Решения
Сообщения
Выборы-2014
Партийная жизнь
РАЗНОЕ
Мини-интервью
Здоровье
Природа и мы
Потребитель
Происшествия
Коммерческая информация

Президент России

Правительство России

Государственный Совет Республики Крым

 

Евпатория день за днем


«Письма счастья»

Идея с внедрением на украинских дорогах системы автоматической фотофиксации нарушений ПДД зрела в ГАИ уже много лет. Первые «эксперименты» были проведены пять лет назад – в ноябре 2008 года был принят закон, повышающий штрафы за нарушения ПДД, и одновременно в ст. 122 Кодекса Украины об админправонарушениях добавили пункт, позволяющий рассматривать админдела о нарушении правил без водителя в том случае, если факт нарушения зафиксирован прибором, работающим в авторежиме.

В ПЕРВЫЕ же месяцы после появления нового законодательства многим авто­владельцам на дом приходили штрафы – сотрудники ГАИ прятались в кустах и фотографировали нарушителей прибором «Визир», а потом присылали фото нарушения вместе с квитанцией на уплату штрафа (водители окрестили их «письмами счастья»). По словам экс-начальника ГАИ Сергея Коломийца, эффект был потрясающим: если в обычном случае инспектор способен за смену оштрафовать 10–15 нарушителей (каждого нужно остановить, пообщаться, проверить документы, выписать протокол и постановление), то, не останавливая водителя, инспектор фиксировал сотни нарушений.

Однако изменения в законодательстве готовились в спешке, в результате чего водители завалили суды исками. Оснований для отмены штрафов было много. Во-первых, не останавливая нарушителя, а лишь фиксируя факт превышения скорости, инспектор не пресекал правонарушение (превышая скорость и дальше, такой водитель создавал угрозу для других участников дорожного движения), что противоречит Закону Украины «О милиции». Во-вторых, Конституционный суд признал взыскание штрафов на основании данных ручного радара без составления сотрудниками ГАИ протокола об админправонарушении незаконным. В-третьих, сам производитель прибора «Визир» признал, что он не является автоматизированной системой.

В итоге наравне с «Визиром» в Украине летом 2013 года начали использовать комплекс фото- и видеофиксации «Гарпун». Но он является полуавтоматическим: инспектору по закону нужно было общаться с водителем, а значит, он мог брать взятки. Устранить этот недостаток должны полностью автоматизированные комплексы, работу которых регулирует принятый Радой и опубликованный недавно Закон № 3855 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за админправонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме» (вступит в силу 19 февраля).

«Вести» узнали все подробности функционирования этого комплекта и что делать, если штраф пришел незаслуженно. Забегая наперед, отметим, что новый закон может действительно снизить уровень коррупции в ГАИ и повысит безопасность на дорогах. Но, как и в 2008 году, принят с многочисленными юридическими ошибками, которые нужно срочно исправить, чтобы не злить водителей.

Камеры появятся летом

В пресс-службе ГАИ объяснили «Вестям», что в данный момент у них на вооружении уже есть четыре комплекса – три в Киеве и один в Севастополе, которые работают в тестовом режиме (нарушения фиксируют, но штрафы не выписывают). Но прежде чем система автоматической фиксации нарушений ПДД заработает, оборудование должно пройти сертификацию. После этого комплекс должен пройти процедуру закупки в соответствии с тендерным законодательством. Точная сумма затрат на систему пока неизвестна (неофициально нам рассказали, что речь идет о 1,5–1,6 млрд грн), как и производитель камер (есть выбор из систем корейского, европейского и китайского производства), а также дата проведения тендера (по слухам, в связи с событиями в стране, произойдет это не раньше лета).

В этом году будет установлено порядка 2 тыс. таких комплексов, а находиться они будут прежде всего в местах концентрации ДТП и на участках, требующих повышенного внимания. Также перед камерами будут установлены дорожные знаки, предупреждающие о фотофиксации (на многих трассах такие знаки есть и сейчас).

Кто и как будет наказывать водителей

Нарушение ПДД будут фиксировать приборы (представляют они из себя лазерный радар, совмещенный с видеокамерой и системой связи с сервером), а данные об этом направляться в центры обработки информации. Все полученные изображения и данные кодируются и записываются на специализированный носитель, исключающий возможность перезаписи.

Затем автоматизированная система будет выявлять владельца авто и отправлять по месту его регистрации письмо, состоящее из протокола с фото, постановления и квитанции на уплату штрафа.

Хотя в ГАИ говорят, что камеры будут фиксировать все виды нарушений, исходя из мировой практики, в основном штрафы будут приходить за проезд на желтый и красный свет, превышение скорости и выезд на встречную полосу.

Отметим, что ручные радары с фотофиксацией (например, «Визир») практически бесполезны ночью (свет фар забивает объектив и делает номер авто нечитаемым на снимке). Новые же системы оснащены инфракрасной подсветкой, позволяющей выявить нарушителя при любом освещении и любой погоде.

Можно ли спрятаться от радара

В 2008–2009 годах водители всеми силами старались затруднить идентификацию авто, закрывая от камер номера несколькими способами. Во-первых, покрывали номера лаком – считалось, что он будет отсвечивать и затруднять съемку, но практика показала, что это бесполезно. Во-вторых, умышленно загрязняли номерные знаки и закрывали их пластиковыми рамками. Такие действия чреваты штрафом в 170–255 грн, но это меньше, чем штраф за превышение скорости (255–340 грн). Кроме того, законодательство предусматривало ответственность водителя лишь в том случае, если инспектор ГАИ не способен распознать номера с 20 метров.

Новым законом п. 6 ст. 121 КоУАП сформулирован таким образом, что водителя оштрафуют на указанную выше сумму в случае, если номерной знак закрыт любым предметом или на него нанесено покрытие, усложняющее распознавание номера. Кроме того, уже нельзя будет схитрить, установив знак на нижнюю часть бампера (система фотофиксации тогда его не видит), – за это теперь предусмотрен штраф в 255–340 грн, а за повторное нарушение в течение года – 680–850 грн.

Как будут сообщать о штрафе

Штрафные квитанции из ГАИ будут приходить по адресу, который указан в ведомостях о владельце транспортного средства, а доставлять их будет почтальон – лично в руки. Но если он не застал человека дома (или он там вообще не живет, а только зарегистрирован), то сотрудник почты ставит соответствующую метку и отправляет письмо назад в ГАИ.

Согласно принятому закону, такое постановление считается врученным. Если же владелец не получил информацию о штрафе и не оплатил его в течение 10 дней после визита почтальона, ГАИ отправляет документы в исполнительную службу.

Судя по опыту предыдущих лет, госисполнители будут объявлять машину в розыск. В этом случае есть риск, что водителя такого автомобиля остановят на одном из КПП, оснащенном системой «Рубеж» (она сканирует номерные знаки и сравнивает их с базой данных авто в розыске), и высадят посреди трассы. А саму машину отправят на штрафплощадку. Чтобы ее выручить оттуда, нужно заплатить штрафы в двойном размере, оплатить услуги эвакуатора (не менее 500 грн) и по 150 грн за каждые сутки простоя. Как этого избежать, пока неясно.

Подводные камни нового закона

Увы, закон не учитывает возможности передачи управления автомобилем другому человеку на законных основаниях (аренда, просто передача родственнику или знакомому техпаспорта или использование услуги «драйвер»). Если раньше ГАИ по обращению владельца авто должна была самостоятельно разыскать человека, управлявшего автомобилем (к примеру, владелец писал, что передал авто по доверенности год назад конкретному человеку), то теперь хозяин машины обязан доказывать, что в момент правонарушения он не находился за рулем (соответствующее изменение внесено в Кодекс административного судопроизводства).

Как именно это сделать, закон не уточняет. Но обжаловать постановление можно лишь в судебном порядке. Опрошенные нами юристы говорят, что в иске, по логике законодателя, можно указывать все что угодно. Например, адвокат Алексей Святогор предложил писать, что за рулем в момент правонарушения находился человек, похожий на автора законопроекта, или вообще Майкл Джексон. Если МВД не докажет обратное, штраф признают недействительным.

Аргументы «за»: будут меньше нарушать и не давать взятки

Глава Центра безопасности движения ГАИ МВД Сергей Будник считает, что автоматизация исключит так называемый человеческий фактор, то есть случаи, когда инспектор наказывает одного водителя несправедливо, а другого отпускает за взятку. Кроме того, реализует принцип неотвратимости наказания: корочку депутата или прокурора камере показывать не имеет смысла.

О том, насколько снизится аварийность в результате внедрения камер в Украине, пока говорить сложно. Но об их эффективности можно судить по зарубежному опыту: в США и ЕС аварийность после установки камер на опасных участках упала на 30–40%, а в России – на 23%. Есть и пример Франции, где камеры стоят вообще на каждом перекрестке, – количество нарушений там снизилось на 80%.

Аргументы «против»: штрафы могут рисовать в фотошопе

Любое хорошее начинание можно дискредитировать плохим исполнением. Все мы помним опыт 2009 года, когда по интернету ходили фотографии АЗС, которая, по мнению прибора «Визир», двигалась со скоростью 120 км/час, а коллеги из автоиздания «Авторевю» в ходе тестирования гаишных радаров сделали снимок стоящей машины, хотя прибор показывал, что она двигалась с запрещенной скоростью. В результате многочисленных скандалов штрафы по почте тогда пачками отменяли в суде.

Адвокат Алексей Святогор говорит, что работу систем фиксации нарушений должны тщательно проверить на предмет вмешательства людей в их работу и лишь после получения всех сертификатов допустить к работе. «Иначе будут приходить нарисованные в фотошопе штрафы», – говорит он.

Владислав БОВСУНОВСКИЙ.


Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №13(18945) от 6/2/2014

:: Содержание номера

 
Письмо в редакцию | ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты |

© 2012-2015 «Евпаторийская здравница»
Использование материалов сайта приветствуется при наличии ссылки на «ЕЗ»