Самая нескучная профессия Добрую часть детства большинство ребятишек проводит в детском саду. Здесь они постигают первые премудрости жизни и общения в коллективе, делают свои первые открытия и учатся целый день обходиться без мамы и папы под присмотром добрых «тетенек-воспитательниц»… Но детский сад – это ведь не «камера хранения», а учреждение дошкольного образования. Значит, за ребятами нужно не только присматривать, но еще учить их и воспитывать, играть с ними в развивающие игры, проводить разнообразные мероприятия, словом, учить детей общаться друг с другом, помогать им познавать мир и свое место в нем… Обучая очень многим полезным вещам, надо попутно подготовить ребенка к школе. И всегда при этом рядом с детьми находится воспитатель – мама, учитель, друг и наставник в одном лице… У одних воспитателей это получается лучше, у других – хуже.
А какой должна быть воспитательница, чтобы она могла стать лучшей в своей профессии? Об этом и не только мы побеседовали с нынешней победительницей городского этапа Всеукраинского конкурса «Учитель года» в номинации «Воспитатель дошкольного учебного заведения» воспитателем ДУЗ № 29 «Чебурашка» Ириной САРАНЦЕВОЙ.
– Почему вы выбрали именно эту профессию?
– Я безумно люблю детей, поэтому с юных лет мечтала стать педагогом, я просто грезила всем, что было связано с детьми, работой с ними. Кроме того, мой интерес к педагогике подпитывался личным и профессиональным примером моей школьной учительницы истории, которая так мастерски умела привлечь внимание школьников к своему предмету и влюбить в него каждого, даже самого отъявленного бездельника… Поэтому после школы я без раздумий поступила в университет на специальность «историк широкого профиля». Но волею судьбы после второго курса оказавшись на летней практике в детском саду, я осталась здесь навсегда… Именно тогда я поняла, что маленькие дети – это мое призвание. А уже в процессе работы я выяснила, что обе профессии можно удачно совмещать, поэтому чуть позже получила образование воспитателя ДУЗ.
– Есть ли у вас личные секреты и принципы работы?
– Каждый рабочий день нужно начинать с улыбки, ведь у педагога не должно быть плохого настроения! А дети все чувствуют… Улыбнулся, зарядился позитивом – и вперед трудиться, и тогда весь день пройдет успешно! А если говорить о принципах работы с детьми, то я всегда стремлюсь воспитать в каждом ребенке любознательность, инициативность, честность, находчивость, общительность, созидательность, творчество и доброжелательность – одним словом, личность!
– Часто говорят, что ребенку нельзя ничего запрещать, чтобы он рос творческой личностью. Так ли это: что дает больший результат – ласка или строгость?
– В общении и воспитании ребенка всего должно быть в меру. Нужно уметь и обаять его мимикой и улыбкой, и в то же время подчеркнуть момент серьезности. Дать понять, где игра, а где работа. Запрет – тоже не выход из ситуации. Запрет вызывает противодействие, отрицание… Не нужно запрещать, нужно направлять в правильное русло, чтобы ребенок сам определил, что плохо, а что хорошо.
– Ваше педагогическое кредо?
– С детьми всегда должна быть рядом, даря тепло и согревая взглядом, их в мир прекрасного вести, но помнить заповедь «Не навреди!».
– Каким должен быть педагог-воспитатель в современных условиях?
– Настоящий воспитатель должен уметь совмещать в себе огромное количество качеств: внимательность, ответственность, справедливость, правдивость, искренность, трудолюбие, артистизм, толерантность, а также ощущать единство с детьми, искренне любить их, проявлять снисходительность и мягкость. Безусловно, это очень непросто, но всего можно добиться с помощью самообразования и саморазвития. Надо стараться всегда быть готовым ответить на любой каверзный вопрос ребенка, а ведь современные детишки могут задавать самые непредсказуемые задачки!
– А какие они, нынешние дошколята? И тяжело ли найти общий язык со всеми детьми?
– Они активные, пытливые, талантливые – каждый по-своему, а еще современные дети – это кладезь совершенно своеобразных идей! С каждым из них можно найти общий язык, для каждого подобрать нужные слова, соответствующие интонации или настроение. Главное – иметь желание!
– Чем вы увлекаетесь? Влияет ли увлечение на вашу работу?
– Я обожаю путешествовать! Объездила весь Крым. И приобщаю к этому своих детишек. Темой для самообразования я выбрала «Путешествие в Природоград», куда входит изучение культуры, истории и природы родного города, чем мы и занимаемся вместе с моими воспитанниками.
– Чем стало для вас участие в конкурсе?
– Безусловно, это профессиональный рост, развитие творческого потенциала и неизвестных доселе способностей. Кроме того, участие в подобных конкурсах приносит мне профессиональное удовлетворение и самоутверждение не только как педагогу, но и как личности в первую очередь. А еще приходит понимание того, что не нужно бояться пробовать, участвуйте – и что-нибудь обязательно получится!
Анастасия ВАСИЛЬЧУК. Фото из личного архива И. Саранцевой. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №137(18919) от
30/11/2013 :: Содержание номера |