Счастливого обучения! Становление личности каждого гражданина начинается со школьной скамьи. Именно школьное образование дает знания, формирующие специалистов самых разных отраслей. От школьного учителя в огромной степени зависит жизненный путь человека, его достижения или неудачи. Осознавая это, педагоги сегодня стараются вооружить учащихся не только знаниями основ наук, но и нацелить на здоровье, успешную самореализацию не только в школе, но и после ее окончания. В сотне школ Германии второй год преподается предмет «Счастье». Можно ли научить человека быть счастливым? Может ли ученик быть счастливым в школе, на уроке? Да, если урок не перегружен материалом, интересен. Но, увы, при такой нагрузке, которую имеют нынешние школьники, это сложно. Учеными подсчитано, что среднестатистический старшеклассник, готовясь к урокам, ежедневно должен прочитать более ста страниц текста. Это возможно? Да, но очень трудно.
Нас уверяют, что с этого учебного года с введением новых государственных стандартов, согласно учебным программам, материал сокращен на 15%. Но внимательный анализ учебников говорит о другом. Новый учебный год требует прочтения пятиклассником 3221 страницы, в прошлом году их было 2848. Сегодня для выполнения домашнего задания ребенку в пятом классе ежедневно приходится осиливать 35 страниц. За полтора часа, отведенные по санитарным нормам, он этого сделать никак не сможет.
Следовательно, дети дома должны читать выборочно, а все остальное – ложится на плечи учителя. По новому стандарту часть учебных часов в программе выделена на проведение практикумов. Надеюсь, хоть это поможет немного облегчить процесс обучения.
А вот введение предмета информатики во вторых и пятых классах считаю правильным. Мы, благодаря родителям смогли приобрести технику и создать второй компьютерный класс. Оправдано и изучение второго иностранного языка со второго класса, ведь в этом возрасте дети более восприимчивы к языкам. Мы имеем опыт такой работы и готовы поделиться им с коллегами, ведь наши ученики чувствуют себя достаточно комфортно в мировом пространстве.
Учителя современной школы нередко сталкиваются с низким уровнем компетентности учащихся. Но это не означает, что дети мало знают или их «плохо учат». Знаний у наших детей достаточно, и обучают их в основном хорошо. Но всегда ли то, чему обучают, так необходимо в жизни выпускника? В этом плане позитивным является внедрение профильного обучения.
С 2018 года предстоит обновление школы третьей ступени, где на первое место выходит личностно-ориентированное обучение, связанное с профильным самоопределением школьников. В этом процессе возрастает ответственность не только родителей, но и учителей, от которых во многом зависит выбор будущей профессии старшеклассника.
Теперь учащиеся получат возможность уже после 9-го класса изучать только те предметы, которые пригодятся им для профессионального становления после школы. И здесь, конечно же, заметно возрастает также роль школьного психолога, его умения правильно определить склонность каждого старшеклассника к какому-либо виду деятельности.
Согласно новым госстандартам, обязательными предметами для десятиклассников будут украинский язык и литература, история, иностранные языки, математика, естествознание и физкультура. На эти предметы отводится 18 часов. А вот на остальные дисциплины (по выбору) – 20 часов.
Статистика свидетельствует, что по сравнению с 2008 годом в 2012-м с 20% до 30% вырос интерес старшеклассников к филологическому направлению в обучении, на 1,5% – к общественно-гуманитарному и на 0,8% – к технологическому. А вот естественно-математические основы наук выбрали 24% учащихся третьей ступени по сравнению с 32,4% в 2008 году, спортивный профиль – 2,5% (в 2008 году было 4,1%), художественно-эстетический соответственно 1,2% по сравнению с 3,5% в 2008 году.
Это говорит о том, что меняется жизнь, меняются интересы старшеклассников. Возможно, к 2018 году расклад будет иной и школа должна быть готова к этому. Ведь от выбора ученика будет зависеть нагрузка учителя. Каждый педагог должен помнить, что образование помогает выжить, а самообразование приводит к успеху.
Обучать – означает вдвойне учиться. Учителя нашей гимназии умеют учиться. На сегодняшний день в нашем учебном заведении 48 учителей высшей категории, 15 учителей-методистов, 24 преподавателя имеют звание старшего учителя. Только в прошлом учебном году педагоги опубликовали 47 статей, уроков и методических разработок в украинских изданиях и на педагогических интернет-сайтах.
О качестве работы наших учителей и учащихся говорят и такие результаты. В 2012–2013 учебном году по итогам участия во Всеукраинском конкурсе-защите научно-исследовательских работ учащихся – членов Малой академии наук «Искатель» наша гимназия заняла второе место в городе (первое – среди учебных заведений); во всеукраинских ученических предметных олимпиадах по базовым и специальным дисциплинам наши учащиеся заняли 106 призовых мест в городе, 26 – в АР Крым, а одна учащаяся стала абсолютным победителем Украины по английскому языку. Победителями различных городских, республиканских, всеукраинских и международных творческих конкурсов стали 355 учащихся.
В канун нашего профессионального праздника хочу поздравить всех своих коллег и пожелать им здоровья, терпения, мудрости и творческих успехов в нелегком труде обучения и воспитания юных граждан счастливыми, успешными и востребованными в своей родной стране, родном городе.
Людмила ЛЫКОВА, директор ЕУВК «Гимназия №8». Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №114(18896) от
5/10/2013 :: Содержание номера |