На любви к детям держится мир По материалам конференции «В.Сухомлинский в диалоге с современностью»
«В.СУХОМЛИНСКИЙ в диалоге с современностью» – тема конференции, которая состоялась 28 сентября, в день 95-летия со дня рождения великого педагога, на базе евпаторийской общеобразовательной школы I – III ступеней №15. В зале собрались учителя начальных классов, украинского языка и литературы, физической культуры и школьные библиотекари. Люди, главной целью которых в жизни стала любовь к детям, к школе.
КОНФЕРЕНЦИЮ открыла заведующая методическим кабинетом управления образования Юлия Смородина, обозначившая, что профессию учителя В. Сухомлинский называет человековедением. Он разработал комплексную программу «воспитание красотой». Создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.
«Биография Василия Александровича Сухомлинского типична для советских людей, молодость которых выпала на годы Великой Отечественной войны», – такими словами открыла презентацию о биографическом и педагогическом пути талантливого учителя заведующая библиотекой евпаторийской общеобразовательной школы № 15 Виктория Маркова.
Алла Шипилова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе евпаторийской общеобразовательной школы № 15, остановилась на нравственных качествах и профессиональном мастерстве учителя.
В сентябре 1947 года в жизни Василия Сухомлинского появилась Павлышская средняя школа, где сельский учитель создал работы, за которые его в 1957 году изберут членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
Любовь к детям, утверждение добра, воспитание красотой – вот три константы, «три кита» гуманной педагогической системы Сухомлинского. Они не потеряли своей актуальности и сегодня. В связи с переходом на новые стандарты обучения перед педагогами начальной школы стоит задача развить у детей умение учиться и общеучебные навыки.
Об этом говорили в своих выступлениях учителя начальных классов Юлия Рудыка (гимназия им. И. Сельвинского), Светлана Маснык и Наталья Заам (гимназия с углубленным изучением английского языка № 8). И в подтверждение методики воспитания великого педагога В. Сухомлинского, что школа должна быть для маленького ученика «школой радости», был продемонстрирован видеоролик о гимназии № 8.
Кульминационным моментом в конференции стало выступление ветерана педагогического труда, одного из старейших директоров школ города Ивана Семко, который поделился своими воспоминаниями о посещении школы в Павлыше, о незабываемых встречах с коллегами педагога-новатора. Благодаря деятельности В. Сухомлинского в 50-е годы XX столетия на смену трудовой политехнической школе пришла педагогика сердца и толерантности, в основе которой – приближение образования, обучения и воспитания к природе психологических особенностей конкретного ребенка. Сухомлинский, обучая, вторгался в святая святых педагогики – область эмоций, чувств, подсознательного. «Эмоциональное пробуждение разума» – вот метод Сухомлинского. Иван Тимофеевич, рассказывая о Павлышской школе, плавно перешел к условиям пребывания учащихся в школе № 15, бессменным руководителем которой он является четверть века (1 ноября – школе 25 лет!). Школа для детей становится их жизненным пространством, они находятся в учебном заведении большую часть суток. Ни до поступления в школу, ни после окончания в жизни человека нет более благоприятных возможностей для формирования мотивации к здоровому образу жизни. В школе для этого есть хорошо оборудованный стадион, спортивные площадки с тренажерами, плавательный бассейн, два спортивных зала.
О совместимости физического, умственного и эстетического воспитания в рамках возрастной психологии говорила в своем выступлении Татьяна Компаниец, учитель физической культуры Заозерненской общеобразовательной школы.
Наследие Сухомлинского-педагога нельзя рассматривать вне его литературной деятельности. Выводы Сухомлинского о великой роли книги в жизни подростка, о личностном влиянии на него отечественной и мировой литературы легли в основу выступления Марии Аристовой, заведующей библиотекой Евпаторийского учебно-воспитательного комплекса «Гимназия им. И. Сельвинского».
Продолжением выступления коллеги прозвучали слова Татьяны Музыченко-Мельник, учителя украинского языка и литературы из гимназии им. И. Сельвинского, о том, что мы часто цитируем слова Ф. М. Достоевского «красота спасет мир», но не совсем ясно, каким образом это будет происходить. Ответ можно найти у Сухомлинского, так как именно он, как никто другой до него, сумел глубоко разработать концепцию воспитания красотой.
Украинский педагог подарил нам целостную педагогическую систему гуманистической направленности, она сложна, ибо ее нужно воспринимать и разумом, и сердцем. Но она у нас есть, и этим огромным богатством каждый учитель может свободно распорядиться.
В заключение конференции библиограф городской библиотеки им. А. С. Пушкина Янина Грошева сделала обзор «В.Сухомлинский и современная педагогика» по материалам периодической печати.
Галина ЧЕРЕДНИЧЕНКО, методист методкабинета управления образования. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №114(18896) от
5/10/2013 :: Содержание номера |