Большая перемена Главные изменения в школьной программе
«Вести» собрали все нововведения, которые появятся в школах в ближайшее время. Уже с сентября не будет оценок по музыке, во втором классе появится информатика, а шестиклассникам заменили «Робинзона Крузо» на Шекли. Наши эксперты: директор департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Олег Ересько, руководитель авторского коллектива по созданию новой программы по мировой литературе Ольга Николенко, координатор рабочей группы по созданию программы по украинской и мировой литературе Катерина Тараник-Ткачук, научный руководитель научно-педагогического проекта «Интеллект Украины» Ирина Гавриш.
Малыши: без оценок за творчество
Как нам рассказали в МОН, два года назад был утвержден новый Госстандарт базового и полного общего среднего образования. Полностью его внедрят в начальной школе к 2015 году. Учебу по-новому испытали на себе прошлогодние первоклассники, которые с первого сентября начали учить английский (раньше иностранный язык преподавали только со второго класса). Нововведение касается также нынешних и всех последующих первоклассников.
Что касается тех, кто идет во второй класс, то у них в этом году появится новый предмет – «Ступеньки к информатике». Это будет подготовительный курс к изучению информатики, которое начнется с пятого класса (до этого информатику начинали учить только в девятом). Так, у детей будет по одному уроку в неделю: например, им расскажут о том, как изобрели компьютер, из каких частей он состоит, как им пользоваться, как набирать и распечатывать текст, научат азам рисования и составлению простейших алгоритмов. Оценки по этому предмету второклассникам ставить не будут.
Кроме информатики, начиная с этого года, у учеников 2-го класса (а в последующие годы – у всех учеников начальной школы) не будет оценок еще по четырем предметам: основам здоровья, физкультуре, рисованию и музыке, то есть по тем дисциплинам, где нужны не только знания, но и способности (оценки убрали, чтобы не травмировать детей).
Новинки ждут школьников и в следующем году: так, ученикам третьего класса будут читать «Обществоведение», этот предмет даст им общее представление об Украине, ее территории и народе.
Середнячки: второй язык и меньше нагрузка
Изменения ждут и тех, кто в этом году пойдет в пятый класс. Ребята начнут учить информатику. До седьмого класса уроки будут проходить раз в неделю, а в 8–9 классах будет уже два урока. Школьников научат, как создавать мультимедийные презентации, расскажут о компьютерных сетях, научат управлять базами данных и основам программирования.
Помимо этого, пятиклассников ждет обязательный второй иностранный язык. То, каким он будет – немецким, французским, английским (например, в тех школах, где с первого класса учили другой язык) или любым другим, – зависит от выбора родителей и возможностей конкретной школы.
Впрочем, несмотря на новые предметы, можно сказать, что в средней школе теперь будет чуть проще учиться: учебные программы по всем предметам немного разгрузили, убрав около 15% материала. Как нам рассказали в МОН, сделать школьникам жизнь проще они решили после того, как посчитали, сколько страниц в день должен прочесть среднестатистический ученик по мировой и украинской литературе, чтобы освоить всю программу по этим предметам: получилось около сотни. А если добавить еще и то количество страниц, которое нужно прочесть по другим предметам, то выйдет больше ста, что достаточно тяжело.
В то же время планируется, что в девятом классе школьники закончат изучать все основные предметы.
Старшеклассники: каждому – по профилю
Закончить учить основные предметы нужно для того, чтобы в 10–11 классах ввести профильное образование. Пока что окончательная его концепция не утверждена, а программы для старшеклассников начнут разрабатывать в следующем году. Но уже сейчас можно говорить о том, как все будет.
Итак, у школьников будут шесть обязательных предметов: украинский язык и литература, иностранный, всемирная история и история Украины, математика, естествознание и физкультура. По каждому из них – по три урока в неделю (18 часов). Все остальное время в школе (а это 20 часов), старшеклассники будут изучать профильные предметы, которые выберут сами (в школе больше не будет четко установленных профилей, как было), выборочно-обязательные, либо спецкурсы, а также будут посещать факультативы, курсы или индивидуальные занятия (выбор зависит от того, что есть в школе).
Старшеклассники должны будут выбрать один или два профпредмета для углубленного изучения. Если же ученик выберет только один профпредмет, то оставшуюся нагрузку сможет восполнить спецкурсами, – например, астрономией, философией, психологией или другими дисциплинами. Что касается выборочно-обязательных предметов, то нужно будет выбрать два предмета из четырех: здоровье, технологии, искусство и прикладная экономика (в ее рамках можно учить основы налоговых знаний, предпринимательства или азы финансовой грамотности). Один предмет школьники выучат в 10-м классе, а второй – в 11-м. Ко всему прочему они будут продолжать учить второй иностранный.
Внедрить все это планируется с 2018 года – к этому времени подготовят новые учебники, программы, учителей научат составлять индивидуальные учебные планы и т. д.
Литература: больше современного
С этого года, начиная с пятого класса, школьники начнут учить украинскую и мировую литературу по-новому. Если раньше за год проходили по 20–30 авторов, то сейчас будет до 15–18. Убрали второстепенных писателей, слишком длинные произведения (чтобы успели прочесть больше других книг полностью) и те, которые непонятны, неинтересны или не соответствуют возрасту. Так, по мировой литературе в пятом классе убрали «Золушку» и «Маугли», потому что все и так читают их намного раньше. Но теперь у пятиклассников есть «Алиса в Стране чудес» и сказки народов мира.
У шестиклассников-2014 не будет «Робинзона Крузо» (зато появится «Запах мысли» Шекли), а у девятиклассников-2017 – «Жизнь – это сон» Кальдерона: не во всем понятных и интересных для учеников произведений. Теперь школьники будут изучать те произведения, которые наиболее интересны для их возраста по тематике и жанру.
Например, в пятом классе будет сделан акцент не на биографиях (их углубленно будут учить с восьмого), а на литературных портретах писателей, их характерах, связях с родной культурой, предпочтениях. Так, знакомясь с Пушкиным, школьники узнают о его семье, детстве, интересе к языкам. Также поначалу будет больше сказок и приключенческой литературы, так как это интереснее, а вот с восьмого класса пойдут более серьезные произведения.
Еще в новых программах стало больше современных авторов (их теперь будут учить в каждом классе). Например, теперь будут читать Роальда Дала, Туве Янсон, Ричарда Баха, Анну Гавальду (она в списке для внеклассного чтения), а также Эмму Андриевскую и современную украинскую поэзию. Примечательно, что в новых учебниках по мировой литературе есть отрывки на языке оригинала с объяснениями специфики оригинала и перевода.
Интеллектуальный проект
С сентября в школах более широко начнут внедрять научно-педагогический проект «Интеллект Украины» (основатели – Институт инновационных технологий и содержания образования МОН и Харьковский национальный педуниверситет им. Г. С. Сковороды). Так, в этом году учиться в рамках проекта будут ученики 1–4 классов из 123 украинских школ, а 5–6 классы будут пока что работать в режиме эксперимента (экспериментировать будут всего в нескольких классах).
Суть проекта в том, чтобы сделать учебу интересной, а также, чтобы с помощью развивающих упражнений избежать проблем в старших классах по таким предметам, как математика, физика, химия, биология и география. Для этого создали учебные программы и материалы, которые в школах используются как дополнение к основным.
Например, когда младшеклассники проходят Андерсена, им, кроме рассказа о нем, показывают на карте его родину (Данию) и сюжет о ней. А на физкультминутках они поют и танцуют под мультяшный клип, в котором им еще раз напоминают расположение материков (основатели проекта разработали подборку клипов для физкультминуток). Все это делается для того, чтобы в будущем не было проблем с географией.
Или, к примеру, чтобы избежать трудностей со стереометрией, школьники на уроках складывают из картона объемные фигуры, развивая пространственное мышление. Также на уроках показывают научно-популярные фильмы: так интереснее учиться и легче понимать теоретический материал.
Дополнительные предметы
В этом году у девятиклассников в качестве дополнительного предмета появятся основы налоговых знаний (ученикам расскажут о том, что такое налоги, зачем их платить и в чем их польза для общества). Учебник презентуют в начале сентября, и вполне возможно, что в будущем этот предмет станет профильным для старшеклассников.
Еще один дополнительный предмет – полезные навыки: здесь нет никакой конкретной программы, и то, чему будут учить школьников и в каком классе, школы должны решить сами. Например, они могут учить детей готовить, сервировать стол, танцевать вальс или завязывать галстук – в общем, тому, что может пригодиться в жизни. При этом те или иные полезные навыки могут преподаваться как месяц или несколько месяцев, так и целый год (по желанию школы).
Курс на «зеленую» учебу
Очередное нововведение: образование в школах станет «зеленым». Так, со следующего года школьники начнут изучать экологию и устойчивое развитие. Для этого в течение года МОН вместе с Минэкологии выпустит пособия для учителей в вопросах и ответах, а также создаст учебники для школьников (например, там расскажут, для чего сортировать мусор или как долго разлагаются отходы).
Экологию в качестве доппредмета введут для 8–9-х классов, чтобы в старших классах ученики могли выбрать экологический профиль. А для пятиклассников планируют выпустить хрестоматии по экологии, где будут собраны научно-популярные материалы. Но отдельного курса по этому предмету у них не будет: экологию изучат в рамках природоведения.
МНЕНИЕ О ШКОЛЕ
«У школьников очень большая нагрузка по всем предметам, хотя далеко не все они пригодятся им в дальнейшем. Поэтому, считаю, что уже с седьмого класса должна появиться специализация, чтобы каждый учил то, что ему действительно нужно и по душе. В этом возрасте уже видно, кто гуманитарий, а кто – технарь,– считает мама школьника Алла Ткаченко. – Еще хотелось бы, чтобы школьный психолог больше работал с детьми.
Например, во Франции его роль очень большая. Он общается с детьми и их семьями, и когда школьник становится старше, может ему посоветовать, какой профиль лучше выбрать.
Ну и неплохо было бы, чтобы учителя, в особенности в средней и старшей школе, интересовались новыми подходами в преподавании, придумывали что-то новое для своих уроков, а не только начитывали программу».
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №96-97(18878) от
22/8/2013 :: Содержание номера |