Ильинский храм – памятник архитектуры, истории и культуры К 95-летию завершения строительства греческой церкви Св. Ильи
В ИСТОРИЧЕСКИХ и культурных традициях Крымского полуострова ярко выражены уникальные особенности нашего региона – взаимопроникновение, синтез религий и культур. Об этом свидетельствуют компактно расположенные храмы нашего древнего города – мечеть Джума-Джами, Свято-Николаевский собор, Текие дервишей, армяно-григорианский храм, синагога «Егия-капай», комплекс караимских кенас, церковь Св. Ильи. Существование самых различных групп населения, различных конфессий обусловило зонирование городской территории не только по функциональному, но и по национальному признаку. 12 АВГУСТА 2001 года на проходившей в Евпаторийском краеведческом музее научно-практической конференции «История и культура греков в Евпатории» были проанализированы исторические источники, начиная с появления греков в Крыму в период «великой греческой колонизации (VIII – VII вв. до н. э.), обобщены сведения о новой греческой общине, сложившейся за счет выходцев из Македонии, Фракии, Бессарабии, греков, живших на островах Эгейского и Ионического морей и на Пелопоннесе (Морее), а также представлены свидетельства их присутствия в средневековом Гезлеве. Эти материалы были опубликованы в «Вестнике музея» в 2006 году.
В начале XIX в. в Евпаторию перебралось около ста семей греков из Константинополя и с островов, в 1805 г. была построена греческая церковь Св. Николая-Чудотворца. Увеличению числа греческого населения в Крыму способствовала ситуация, ранее сложившаяся внутри Османской империи и за ее пределами. В 1897 г. в Евпатории проживало уже 500 греков, а в 1913 г. насчитывалось свыше 1000 человек, основными занятиями которых были судоходство и торговля. Большинство греческого населения сохраняло подданство Греции.
В 1899 г. греческое общество ходатайствовало перед городской думой о выделении места для строительства церкви. Основные доводы в пользу возведения еще одной культовой постройки сводились к следующему: собор Св. Николая, построенный на месте греческой церкви, не мог вместить всех желающих, кроме того, греки плохо понимали богослужение на славянском языке. По справочнику В. Пьянкова «Вся Евпатория» 1913 года, «они назывались дангалаками или Анатолийскими греками, говорили… на своем родном и на татарском языках».
Постановлением Евпаторийской городской думы от 14 декабря 1900 г. было решено «отвести греческому обществу в квартале 110 участок размером 600 квадратных саженей для постройки церкви и школы».
Осуществлял строительные работы по проекту архитектора Адама Людвиговича Генриха купец Пасхалиди. Однако они начались только 6 июня 1911 г. после освящения будущего храма и закончились 95 лет назад освящением уже построенного храма – 30 июня 1918 г.
Храм назван в честь святого Ильи – покровителя моряков, с учетом социальной и профессиональной специфики греческого общества, члены которого по роду деятельности традиционно были связаны с морем.
Здание церкви возвышается на высоком цоколе и, несмотря на сравнительно малые размеры, выглядит торжественно и внушительно. По конструктивному облику сооружения – это типичная церковь греческого образца с «крещатым» планом центрального сооружения. Гладкие плоскости мощных стен фасада прорезаны сложными арочными оконными проемами, барабан купола освещается кольцом таких же, но еще более узких окон. Легкость и изящество колокольни, которая сравнительно выше основного купола, подчеркнуты равномерным ритмом полуциркульных окон, изящным декором сухариков, рельефностью щипцового завершения восьмигранника и купола. Ильинская церковь построена из пиленого ракушечника, гладкие темные стены храма украшены лаконичными, строгими по своему настроению и крупными по площади деталями фасадов.
Греческая церковь – памятник архитектуры, одна из достопримечательностей крымского церковного зодчества. Она внесена в список памятников АРК и поставлена на учет решением Крымского ОИК от 5.06.84 г. № 284.
За содействие в ее сооружении городскому голове Евпатории С. Э. Дувану Его Величество король Георг I пожаловал серебряный крест Греческого королевского ордена Св. Спасителя.
С 1919-го по 1936 год служителем храма являлся Елеазар Спиридонович Спиридонов (1874–1937 гг.). По данным протоирея Николая Доненко, приведенным в книге «Претерпевшие до конца священнослужители Крымской епархии 30-х годов», изданной в Симферополе в 1997 году, Спиридонова арестовали 27 апреля 1936 г. и приговорили к пяти годам лишения свободы. Он умер на Колыме, а в августе 2000 г. был канонизирован как священномученик Елеазар Евпаторийский.
Церковь Св. Ильи – тот своеобразный пласт духовности благословенной крымской земли, что незримо присутствует в ней со времен высокой культуры античной цивилизации, которая с VIII – VII вв. до н. э. в виде многочисленных греческих колоний разлилась тонкой струйкой по всем берегам Черного моря. Примером одной из них может служить поселение Керкинитида, основанное выходцами из Милета, крупного центра культуры, по уверению Геродота, «жемчужины Ионии», с разветвленно развитыми ремеслами и торговлей, – сюда и уходят корни современной Евпатории…
Церковь Св. Ильи выдержала многое – ее превращали даже в спортивный зал с разрушенной колокольней и сорванным крестом. Уничтоженные гашеной известью изображения распятого Иисуса Христа, «Голгофу» довелось восстанавливать в этом храме не в самые подходящие времена (но, по меткому выражению Анны Ахматовой, тем не менее, – «вегетарианские») двум художникам-евпаторийцам – Юрию Волкову и Юрию Белкину. Первый, как охарактеризовал его писатель В. Бахревский, – «Мученик совершенства» истинного искусства, которое после смерти поставит «на свой ослепительный неподкупный пьедестал несколько великих и честных картин… и внесет элемент святости в его жизненную философию». Второй – погиб 24 декабря 2008 года во время взрыва в доме по улице Некрасова…
Николай Бердяев писал: «Культура борется со смертью… Ей дорого увековечивание, непрерывность, преемственность…, которой она дорожит подобно церкви…»
В этом году именно территорию Свято-Ильинской церкви Евпаторийское благочиние определило в качестве творческой площадки для проведения празднования Дня семьи, любви и верности.
Памятуя, что культурным наследием становится любая человеческая деятельность, представленная артефактами (материальной культурой) или верованиями (духовной культурой), хотелось бы надеяться, что осмысление исторических и межнациональных традиций народов Крыма будет способно целительно воздействовать на духовное состояние общества. Людмила БАЧИНСКАЯ, научный сотрудник Евпаторийского краеведческого музея. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №88(18870) от
3/8/2013 :: Содержание номера |