Евпаторийская здравница
| ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты | Редакция | Подписка | Реклама |
Евпаторийская здравница - Выставка икон в музее

ГЛАВНОЕ
Евпатория день за днем
Репортаж
Лента новостей
Эхо события
ОБЩЕСТВО
Жизнь города
Под острым углом
Курортный сезон
Люди твои, Евпатория
Образование и наука
Культура
Спортивная мозаика
СПЕЦПРОЕКТЫ
Актуальное интервью
Прямая линия
Депутат без политики
Тур выходного дня
ОФИЦИАЛЬНО
Городской совет
Решения
Сообщения
Выборы-2014
Партийная жизнь
РАЗНОЕ
Мини-интервью
Здоровье
Природа и мы
Потребитель
Происшествия
Коммерческая информация

Президент России

Правительство России

Государственный Совет Республики Крым

 

Культура


Выставка икон в музее

В ЕВПАТОРИЙСКОМ краеведческом музее к 1025-летию Крещения Руси открылась выставка «Православные иконы конца XVII – начала ХХ вв. из собрания музея». 28 июля, в день памяти равноапостольного князя Владимира, – начало торжеств в честь 1025-летия принятия христианства на Руси.

ПОДАРИВ Руси новую веру, византийские миссионеры, кроме духовного просвещения, внесли в культуру народов еще и новую форму украшения культовых сооружений. Этим новшеством стали иконы. Иконописные каноны православия восходят к византийским образам. Сюжеты, композиции икон строго канонизированы. Технические приемы исполнения, схемы в иконописи сохранялись на протяжении столетий.

Исполнялись иконы на деревянных, преимущественно липовых, досках в технике темперы яичными красками поверх левкаса – грунта, состоящего из мела и алебастра, разведенного жидким клеем. Большая часть икон, представленных на выставке, выполнена именно в такой технике. До начала XIX в. иконы выполнялись на наборных досках с соединительными шпонами. Такие шпоны нужны были для того, чтобы икона не гнулась и не коробилась от времени. Иногда иконы выполнялись в ковчеге (углублении) и имели вокруг рамку или широкий ободок. Исследователи считают: чем шире обрамление, тем древнее икона. С XII в. иконы стали заключаться в оклады, а в XVIII в. оклады икон стали видом декоративно-прикладного искусства. Для второй половины XIX в. характерны иконы в окладах, которые оставляют открытым только лик.

Иконы, представленные на нашей выставке, принадлежат в основном, к русской иконописной школе. Для нее характерны темный фон и темные краски – следование строгим византийским канонам. В отличие от русской иконописной школы для украинской характерны сочность, насыщенность цветовой гаммы, с одной стороны, и мягкость проработки некоторых деталей – с другой. На выставке представлены три иконы украинской иконописной школы – «Успение Богородицы» (XVIII в.), «Святые апостолы Андрей, Петр и Павел» (XIX в.) и «Образ усекновения главы пророка Иоанна Предтечи» (XIX в.).

Сочетание темных и светлых тонов на иконах сродни впечатлению от негатива, когда на темном фоне выделяется белое и яркое – как бы олицетворяет победу света над тьмой. Образец контрастного сочетания – икона «Воскресение Христово» (XIX в). Соединение желтого, золотистого и оранжево-красного цветов в иконописи символизирует небесный свет и образует красочное созвучие. В подобной технике написана икона «Николай Чудотворец», относящаяся к XVIII в.

На выставке представлены также иконы из металла, выполненные в технике литья и покрытые цветной эмалью: «Благовещение пресвятой Богородицы» (XVII в.), «Георгий Змееборец» (XVIII в.), «Богоматерь с младенцем» (XVIII в.). Такие иконы считались дорожными. Их брали в дорогу во время путешествий, чтобы они всегда были под рукой. У некоторых икон фон изображения закрывали укрепленные поверх металлические листы с тисненым узором – басма. Примером является икона «Святые Феодосий и Сергий», относящаяся к XIX в.

Наиболее почитаемый образ в иконописи – Божья Матерь. Всего в мире существует 195 типов изображения Богородицы. Друг от друга они отличаются характером исполнения образов Божьей матери и младенца. На выставке представлены различные иконы с изображением Богородицы: «Неопалимая Купина», «Казанская», «Владимирская», «Достойно есть», «Умиление».

На Руси иконописание считалось важнейшим делом. В летописях наряду с событиями государственной важности отмечалось строительство не только новых храмов, но и создание, перенесение и даже обновление икон. Русская икона была связана как с духовной жизнью всей страны, так и с жизнью отдельного человека, – ее история неотделима от истории христианства и русской культуры.

Каждая икона неповторима – как и создавший ее художник. Христиане всегда верили, что рукой мастера управляет божественная воля. И что интересно: на иконах никогда не ставились подписи авторов.

Выставка православных икон из собрания музея создает особую атмосферу, она носит не только познавательный характер, но и настраивает посетителей на эстетическое и духовное восприятие экспонатов. Приглашаем горожан и гостей посетить Евпаторийский краеведческий музей: выставка работает с 10.00 до 20.30 без перерыва и выходных.

Екатерина ЧЕРНЯЕВА,
экскурсовод краеведческого музея.


Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №85(18867) от 27/7/2013

:: Содержание номера

 
Письмо в редакцию | ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты |

© 2012-2015 «Евпаторийская здравница»
Использование материалов сайта приветствуется при наличии ссылки на «ЕЗ»