Крымские дороги Маяковского В БЛИЖАЙШЕЕ время в одном из крымских издательств выйдет в свет книга «Литературная Евпатория» Анны Хорошко, филолога по образованию, человека, знающего и любящего родной город. Готовясь к 120-летию со дня рождения крупнейшего русского поэта XX столетия Владимира Маяковского, Евпаторийское культурно-просветительское общество имени Анны Ахматовой обратилось к автору с предложением опубликовать в «Евпаторийской здравнице» одну из глав книги, посвященную В. Маяковскому. Сегодня мы благодарим А. С. Хорошко за возможность познакомить евпаторийцев и гостей города с интересным материалом о знаменитом поэте, который не раз бывал в нашем городе. В АВТОБИОГРАФИИ «Я сам» Маяковский писал: «Продолжаю прерванную традицию трубадуров и менестрелей. Езжу по городам и читаю…» «Мне необходимо ездить, – говорил поэт, –общение с живыми вещами почти заменяет мне чтение книг».Шесть раз дороги приводили Владимира Владимировича в Крым. Он был здесь не туристом, не «отдыхающим», а тружеником слова, пропагандистом идей революционной поэзии.Маяковский любил Крым – «копию древнего рая». И воспел его в своих стихах. «Крымские стихи» Маяковского можно разделить на две группы. В первую входят стихи о гражданской войне – «Все на Врангеля», «Последняя страничка гражданской войны» и другие. Вторая группа стихов – это описание Крыма мирного, Крыма – всесоюзной здравницы: «Севастополь – Ялта», «Ялта – Новороссийск», «Канцелярские привычки», «Чудеса». Особенно много стихов о Крыме Маяковский написал за две недели в июле и августе 1928 года: «Крым», «Небесный чердак» (Суук-су, Гурзуф, Чатырдаг, Ангарский перевал – эти названия обыгрываются поэтом весело и изящно: «Го-ра. Груз. Уф! По-ра. Гур-зуф»); «Земля наша обильна», «Польза землетрясений».
В это же время и было написано милое сердцу любого евпаторийца стихотворение «Евпатория».
Владимир Владимирович был одним из самых любимых гостей города. Четырежды он посещал Евпаторию – в 1926-м, 1927-м, 1928-м и в 1929 годах – и обычно останавливался в гостинице «Дюльбер» (ее здание было разрушено во время войны). Сегодня здесь на одном из корпусов санатория «Приморский» (пересечение улиц Гоголя и Горького) есть мемориальная доска с надписью «В этом доме в 1926–1928 гг. жил выдающийся советский поэт В. В. Маяковский». Рядом раньше находился скромный памятник – бюст поэта, неизвестно кому помешавший в перестроечной суете.
В первый свой приезд Владимир Владимирович выступил с докладом «Мое открытие Америки». Летняя агитплощадка им. 1 Мая не могла вместить всех желающих. Курортная
аудитория шумно и весело приветствовала поэта революции.
На другой день его попросили выступить перед больными санатория им. Семашко (прежнее название – «Таласса»). Маяковский согласился – и здесь, прямо на террасе главного корпуса, читал свои стихи, а вокруг него, лежа на кроватях и сидя в креслах, расположились отдыхающие. Собрался и весь медицинский персонал. Встреча длилась часа полтора.
Сохранились воспоминания евпаторийцев о выступлениях Маяковского в нашем городе.
Софья Моисеевна Шапиро, бывшая учительница химии средней школы № 3 (ныне гимназия им. И. Сельвинского), рассказывала о выступлении поэта в курзале. Агитплощадка тогда еще сохраняла сцену-раковину. На нее и взгромоздился Владимир Маяковский, высокий, стройный, с копной непокорных волос. На сцене – стол и стул, на который поэт аккуратно вешает свой пиджак, закатывает рукава синей рубашки, выходит к краю эстрады.
– Кто хочет почитать мои стихи?
Разношерстная публика (в первых рядах – нарядные дамы, жены ответственных работников, дальше – представители интеллигенции, местные и приезжие, а за условной оградой – молодежь) шумит, но предстать перед поэтом в роли чтеца не решается никто. Тогда из первого ряда, где сидят друзья и соратники Маяковского, выходит артист Владимир Яхонтов (он и внешне был похож на автора и лучше всех читал его стихи), поднимается на сцену.
– «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», – объявляет он. И над курзалом – раскаты баса Яхонтова, который, по впечатлению тогдашней школьницы, читал превосходно:
– Светить всегда,
Светить везде,
до дней последних донца.
Светить!
И никаких гвоздей! –
Вот лозунг мой
И солнца.
Маяковский подходит к чтецу и, обращаясь к слушателям, басит:
– Вот вам пример… как не надо читать мои стихи!
Публика шокирована, но поэт показывает сам, как должны звучать отдельные строки – и слушатели понимают, как важны логические ударения и интонационные акценты. Так, например, Яхонтов произносил: «...Но я ему: «На самовар! (в значении «возьми»)
Ну что ж, садись, светило!»
А надо по-другому: «…но я ему на самовар (указывает на самовар, приглашает «на чай»)».
И еще запомнила Софья Моисеевна, как необычно, с удивительным юмором прозвучал у Маяковского конец стихотворения:
Вот лозунг МОЙ
и солнца (такое оно маленькое у поэта).
Конечно, публика шумит, в аудитории споры, почти схватка. Шум не утихает и во время лекции, которую блистательно читает поэт. Он говорит о литературе нового времени, о том, какой, по его мнению, должна быть революционная поэзия.
В перерыве девочки-школьницы следят за поэтом, который вышагивает по дорожкам парка. Они прячутся за акациями и видят, как несколько дам в вечерних туалетах семенят за Маяковским, громким смехом стараясь привлечь его внимание. Расстояние между ними медленно сокращается – и вдруг поэт резко поворачивается и шагает навстречу дамам. К восторгу девчонок, женщины взвизгивают и отступают («с позором», – считают девочки).
Во втором отделении Владимир Владимирович читает свои новые стихи и отвечает на вопросы.
В замечательной книге «Маяковский сам» Лев Кассиль вспоминал о выступлениях поэта в Политехническом, о вызывающем характере записок и вопросов, обращенных к Маяковскому. Приблизительно такая атмосфера складывалась и на встрече в курзале. Софья Моисеевна привела такой пример. Один из толпы выкрикнул:
– Маяковский! Вы давно из сумасшедшего дома?
Долго молчит поэт. Школьницам страшно: неужели он не ответит, всегда такой остроумный, находчивый, неужели не «даст сдачи»?
– Как-то не припомню, – внешне совершенно спокойно произносит Маяковский,– одно знаю совершенно точно: когда я выписывался, вы там еще оставались.
Аудитория хохочет, хлопает.
Молодежь провожает Маяковского, но находится от него на почтительном расстоянии.
В 1927 году Владимир Владимирович Маяковский приехал в Евпаторию со своей подругой Лилей Брик.
Они не только отдыхали в нашем городе, но и работали над созданием документального фильма (сценарист Владимир Маяковский, режиссер Абрам Роом, ассистент режиссера Лиля Брик). Съемки проходили в Евпатории и в ее окрестностях. Фильм рассказывал о еврейских колонистах, заселявших причерноморские и крымские земли и создававших колхозы. Колонисты представлены как одна большая семья. Документальный фильм с необычным названием «Евреи на земле» был снят по заказу ОЗЕТ (Общество землеустройства еврейских трудящихся). Фильм был с субтитрами и, конечно, черно-белый. Самые забавные кадры о том, как еврей понял быка, а бык понял еврея, явно выстроены Маяковским.
Сегодня многие поэты, приезжающие в город на отдых и живущие в Евпатории, посвящают нашему городу стихи. Среди них есть очень хорошие. Но стихотворение «Евпатория» Владимира Владимировича Маяковского – самое яркое. Одних только неологизмов, образованных от слова «Евпатория», – пять: «евпаторийцы» – это привычное, но есть еще «москвичи-¬евпаторьяне», «караимы-¬евпаторьяки», «евпаторьенки», «евпаторство»; есть прилагательное «евпаторьячие» («грязи евпаторьячие»).
Наш город благодарен поэту за самое прекрасное стихотворение о нем. А строчка «Очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории!» стала своеобразным приглашением к нам в гости. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №81(18863) от
18/7/2013 :: Содержание номера |