Только латаем или что-то меняем? КТО из горожан не хочет, чтобы их жилье обслуживалось по-европейски, а вот плата за это рассчитывалась как прежде – по-советски. Нередко можно слышать нарекания, дескать, квартплату вносим, а крышу дома не ремонтируют. Крайними при этом, как обычно, оказываются коммунальщики. О том, какие задачи они решают сегодня, мы беседуем с начальником «Жилищника-5» Романом ЯЦКЕВИЧЕМ, который возглавляет это коммунальное предприятие на протяжении последних семи лет. После окончания Харьковской академии жилищно-коммунального хозяйства Роман Владимирович в этой системе работает почти 35 лет. Излишне напоминать, что он как никто знает все ее трудности и проблемы, как говорится, и изнутри, и снаружи. РАБОЧИЕ и специалисты «Жилищника-5» обслуживают 64 жилых дома, расположенных на улицах Чапаева и 60 лет Октября, большинство из которых – многоэтажные. Все они построены были 30–40 лет назад, и сегодня уже нуждаются в серьезном обновлении. Чтобы произвести ремонт в обычной квартире, нужно немало денежных средств. Что говорить тогда о ремонте стандартной многоэтажки, требующем сотен тысяч гривен.
Если в советские времена жилищно-коммунальное хозяйство финансировалось по остаточному принципу, то в последние годы оно и этих денег не получает. Зато в десятки раз выросли в цене строительные материалы, трубы, приборы и механизмы, без которых немыслимо качество выполняемых работ.
А вот жилой фонд изношен на 80 процентов, поэтому коммунальщики просто обречены на непрерывное латание дыр и локальные «раскопки» в местах очередных аварийных разрывов. Тем не менее, свои функции они выполняют. За счет чего? Как рассказал нам Роман Владимирович, сегодня на первое место в решении любой проблемы, связанной с ремонтом жилфонда, выходит взаимопонимание с жильцами. Хотят они того или нет, но проводят собрания, собирают деньги, а рабочие «Жилищника-5» меняют участки кровли, обновляют подъезды, подвалы.
Какие еще услуги осуществляет коммунальное предприятие за счет квартирной платы? Это покос травы, уборка придомовой территории, обслуживание внутридомовых сетей (водопроводных и канализационных), содержание технических этажей. Но вот беда – не платят. «Из 248 тысяч гривен, начисленных за месяц, получено только примерно сто тысяч, – сетует Роман Яцкевич, – в то время как ежемесячно в виде налогов наше коммунальное предприятие также отдает государству сто тысяч гривен. Ныне задолженность составляет более 600 тысяч, что соответствует сумме трехмесячных начислений. Вот и задумайтесь, можем ли мы в таких условиях удовлетворять потребности жильцов…»
Пока что коммунальщики взывают к совести недобросовестных плательщиков: напоминают им о долгах, вручают письменные просьбы, вешают возле подъездов списки должников, звонят неплательщикам по телефону… И только в крайних случаях обращаются в суд. «Такие неплатежи наблюдаются впервые за последние годы, – говорит директор «Жилищника-5». – Естественно, сложившаяся ситуация пагубно сказывается на работе предприятия и ведет к коллапсу. Ведь изношенные водопроводные коммуникации не спрашивают, кто заплатил за квартиру, а кто нет. Они рвутся, а как их латать? И конечно же, люди недовольны».
Несмотря ни на что сегодня, в разгаре лета, идет подготовка к отопительному сезону. В первую очередь была проведена ревизия запорной арматуры, замена задвижек, ремонт элеваторных узлов. Во многих местах нужно произвести замену целых участков магистралей незамедлительно! Но неплатежи здорово тормозят процесс.
В этих условиях хоть и с напрягом, но добросовестно трудятся 46 человек. Сантехники и сварщики, дворники и кровельщики – это те профессионалы, без которых немыслимо выполнение всего спектра работ, востребованных жильцами. По мнению Романа Владимировича, его предприятию повезло с бригадой строителей, в которой пример коллегам подает Роман Озонович. Руки у этого специалиста – золотые, в любой ситуации он найдет оптимальный выход. В коллективе «Жилищника-5» он работает пятый год, и за это время – ни одного нарекания.
Столь же деловыми качествами отличается плотник Георгий Жданович: нет таких задач, которые не смог бы решить этот специалист, по-настоящему любящий свою работу. «Молодо, но не зелено» – такая характеристика подходит для сантехника Николая Кузнецова. За что бы он ни брался, все делает качественно и своевременно.
С большой ответственностью работает кровельщик Юрий Иванов: выполненные его руками ремонтные работы никогда не имеют рекламаций. Именно его характеризуют такие определения, как «безотказный», «очень ответственный». Невозможно не упомянуть и о мастере ремонта Елене Стояновой, которая пристально следит за работой систем подачи холодной и горячей воды и тепла.
Практически каждый из сотрудников коммунального предприятия готов при необходимости заменить коллегу, поэтому нет задержек с выполнением работ в случае отсутствия кого-либо. «К сожалению, зарплата у нас низкая, – говорит Роман Яцкевич, – по этой причине не все приживаются, все же коллектив сложился работоспособный, дружный. Я благодарен этим людям за то, что вопреки всем трудностям, часто в режиме аврала они трудятся самоотверженно. Именно на таких специалистах и держится наша служба».
Но все же эффективность работы специалистов напрямую зависит от жильцов, дома которых обслуживает «Жилищник-5». Если они ответственно относятся к территории своего проживания, то не станут выбрасывать прямо из окна мусор, будут следить за тем, чтобы лампочки в подъездах никто не выкручивал или не ломал здесь двери, не рисовал на стенах… К сожалению, подобных отрицательных фактов в работе коммунальщиков встречается воз и маленькая тележка. Но есть примеры и бережного отношения к коммунальному имуществу, собственноручного благоустройства дворов. Вот адреса подобного опыта: проезд 9 Мая, 3, улица 60 лет Октября – здесь жильцы разбили клумбы возле своих домов и старательно ухаживают за ними. Заботятся об озеленении, чистоте территории своего обитания и те, кто населяет дома 81, 83, 87, 89 по улице Чапаева и другие. Роман Владимирович уверен, что только общими усилиями можно будет облагородить дворы и подъезды, сделать мир вокруг себя краше и привлекательней. Алла ТАРАТОРИНА. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №76(18858) от
6/7/2013 :: Содержание номера |