Евпаторийская здравница
| ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты | Редакция | Подписка | Реклама |
Евпаторийская здравница - Как создавался Евпаторийский архив

ГЛАВНОЕ
Евпатория день за днем
Репортаж
Лента новостей
Эхо события
ОБЩЕСТВО
Жизнь города
Под острым углом
Курортный сезон
Люди твои, Евпатория
Образование и наука
Культура
Спортивная мозаика
СПЕЦПРОЕКТЫ
Актуальное интервью
Прямая линия
Депутат без политики
Тур выходного дня
ОФИЦИАЛЬНО
Городской совет
Решения
Сообщения
Выборы-2014
Партийная жизнь
РАЗНОЕ
Мини-интервью
Здоровье
Природа и мы
Потребитель
Происшествия
Коммерческая информация

Президент России

Правительство России

Государственный Совет Республики Крым

 

Разное


Как создавался Евпаторийский архив

В НЕПОСТИЖИМО быстром темпе нашей жизни, когда во всех сферах одновременно происходит множество разных событий, на арену политической и общественной жизни выходят люди, деятельность которых так или иначе влияет на все общество, существует вероятность дать неправильную оценку происходящему, что-то упустить из вида… И только архивные документы способны отразить ретроспективу происходящего, независимо от того, захотим ли мы сами выяснить что-то через десять лет или наши потомки пожелают этого через сто лет. Не важно, в каком виде будут эти документы – на листах формата А-4 или в формате миллиметрового чипа, важно, что благодаря кропотливому труду работников архивов ни одна, даже самая маленькая крупица нашей истории не канет в Лету…

НЕ ХОЧЕТСЯ гадать, думал ли председатель Евпаторийской архивной комиссии, что его переписка с Крымцентрархивом о развитии архивного дела в Евпатории будет храниться вот уже более девяноста лет и вызовет такой интерес среди его коллег-потомков. Это я о нас – работниках архива Евпаторийского городского совета. Готовясь к 90-летию деятельности родного учреждения, мы решили не оригинальничать в освещении столь значимого события и написать статью об истории становления и развития городского архива.

В ходе подготовки материала для публикации возникло много вопросов, ответы на которые мы отправились искать в Государственном архиве АРК. В первом же исследованном нами деле – «Отчеты и доклады Крымского областного архивного управления» нашли очень интересные и значимые для нас сведения, касающиеся первых шагов евпаторийских архивистов в организации архивного дела в городе. Правда, имели эти сведения один не очень приятный аспект – они лишили нас юбилея. Согласно данным из документов Крымцентрархива, архивная деятельность в Евпатории началась не в 1923 году, а в 1921-м. Предлагаем небольшой исторический экскурс в те далекие годы в архивной призме видения.

ДЕКРЕТ о реорганизации и централизации архивного дела в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике был подписан Владимиром Ульяновым (Лениным) 1 июня 1918 года (по старому стилю). Согласно этому декрету все правительственные учреждения ликвидировались как ведомственные учреждения, а хранящиеся в них дела и документы образовали единый Государственный архивный фонд. Заведывание Государственным архивным фондом возлагалось на Главное управление архивным делом, которое входило в состав Народного комиссариата по просвещению.

22 мая 1919 года нарком просвещения Крымской ССР утвердил представленный профессором Таврического университета Б. Д. Грековым проект устройства Таврического центрального архива – Крымцентрархива. Основными функциями новой структуры являлись формирование и проведение единой архивной политики на полуострове, учет и централизация архивных фондов.

Дата официального открытия Крымцентрархива – 13 июня 1919 года – по сути, совпала с прекращением его деятельности. К концу июля весь Крым был под властью Временного правительства генерала А. И. Деникина. Новая администрация, налаживая управление на занятых территориях, отменила все законодательные акты большевистского правительства. Нетрудно догадаться, что среди первоочередных задач Временного правительства архивное дело не значилось. Только после окончательного установления советской власти на полуострове в конце ноября 1920 года отдел народного образования поручил профессору Грекову работу по восстановлению Крымского архивного управления (Крымцентрархива).

В первые годы работы деятельность Крымцентрархива была направлена в основном на концентрацию документов ликвидированных дореволюционных учреждений, а также организацию и контроль архивного дела в уездах.

ИСТОРИЯ организации архива в Евпатории имеет некий авантюрный момент, что не совсем вяжется с сутью и сферой деятельности такой структуры. Но факты – вещь упрямая, особенно если они записаны самим организатором тех событий и имеют реальное подтверждение.

Речь идет о неком Покровском – инструкторе Крым-Окрподзагса, который в январе 1921 года находился в Евпатории в командировке и по просьбе заведующего Крымцентрархивом «занялся выяснением положения архивов при местных правительственных, общественных, сословных и других учреждениях». Покровскому удалось выяснить, что в большинстве своем архивы находятся в Полиграфическом подотделе, а тот «за недостатком писчей бумаги широко стал пользоваться чистыми листами ея, вырезая таковые из дел архивов», а это был прямой путь к полному их уничтожению. Учитывая сложившуюся ситуацию, Покровский решил действовать немедленно. Отсутствие мандата и каких-либо рекомендательных писем его не остановило. Назвав себя представителем Крымцентр¬архива, Покровский встретился с заместителем председателя уревкома (уездный революционный комитет) и рассказал «о ненормальном положении дела в Евпатории в отношении к местным архивам» и попросил «проявить особую заботу к сохранности их».

Видимо, способностями ораторства и убеждения Покровский обладал в полной мере, поскольку его не только приняли за чиновника Центрального архива, но и поручили организовать при Уездном отделе народного образования (Наробраз) архивную комиссию, еще и наделив при этом правом решающего голоса, о чем было выдано соответствующее удостоверение.

Через заведующего отделом народного образования Покровский получил список лиц из местных учителей, имеющих отношение к истории, архивной деятельности, которые могли бы организовать и вести архивное дело в Евпатории. Соколов Харлампий Харлампиевич – член Археологического общества, Штифтар Владимир Федорович – член Таврической ученой архивной комиссии, Сельвинский Илья Львович – сотрудник подотдела искусств Наробраза, слушатель Таврического народного университета – стали первыми членами Евпаторийской архивной комиссии.

Первое заседание комиссии состоялось 13 января 1921 года. В протоколе заседания были обозначены полномочия и обязанности комиссии, заключающиеся в учете, концентрации и обеспечении сохранности архивов. 17 января 1921 года приказом Ревкома за №35 эти полномочия были утверждены.

Из описанной ситуации видно, что все действия относительно организации Архивной комиссии в Евпатории были проведены без ведома Крымцентрархива. Только 29 января 1921 года в своем письме заведующему Центрархивом Покровский сообщил о случившемся факте.

ВОЗМОЖНО, именно это обстоятельство стало причиной определенных трудностей комиссии во взаимоотношениях с Крымцентр¬архивом в первые месяцы работы. Следуя рекомендациям Покровского, Штифтар В. Ф. с целью получения указаний и методических рекомендаций относительно организации архивного дела неоднократно обращался в Центрархив, но ответов не получал. Не имя в руководстве ни нормативной базы, ни каких- либо распоряжений высших архивных органов, реализовывать возложенные на комиссию задачи по сохранности и формированию архивных фондов было нереально. В условиях абсолютного дефицита бумаги ситуация стала просто критической. На образованный, согласно приказу ревкома, центральный склад бумаги из всех учреждений города ее свозили в обязательном порядке и выдавали лимитированно. Под «раздачу» попали и архивы: обратная сторона листов в делах, как правило, была чистой и использовалась повторно. При этом экспертизу ценности архивных документов провести не представлялось возможным, поскольку не было перечня, определяющего сроки их хранения. Владимир Федорович в письме Крымцентрархиву, описывая сложившееся положение, говорил об угрозе полного уничтожения архивов в Евпатории.

Тем временем ситуация в самой особой Архивной комиссии складывалась не лучшим образом. В связи с плохим финансированием и отсутствием методических рекомендаций за период с 13 января по 6 сентября состав комиссии менялся трижды. В нее входили Соколов Х. Х., Сельвинский И. Л., Бояджиев Г. Х., Озеров В. В., Заборский В. А., Чепурина П. Я. Неизменным членом, а с 8 февраля 1921 года – и председателем, был Владимир Федорович Штифтар.

Именно он в августе 1921 года знакомил с положением архивных дел в Евпатории архивариуса Крымцентрархива В. М. Маркова, направленного «для устранения трений между евпаторийскими архивистами, стоящими на страже интересов Крымархива, и местными ведомственными учреждениями, и для введения евпаторийской архивной жизни в русло законности».

Становление архивного дела действительно было сопряжено с огромными трудностями, и не только в Евпатории. Нормативно-правовая база, регламентирующая работу архивов, очень скудна. Циркуляры, постановления Главного управления архивным делом и Крымцентрархива носят скорее рекомендательный, чем обязательный характер. Организация делопроизводства и формирование архивных фондов держались на личном энтузиазме архивистов. Особенно если учесть тот факт, что это была не основная их работа, а работа по совместительству, которая зачастую не оплачивалась. Из отчета Крымцентрархива за 1921 год: «Так, Евпаторийский Унаробраз вначале удовлетворявший местных архивных деятелей скудными ресурсами (3–4 тыс. в месяц), судя по донесениям в Крымархив евпаторийского архивиста В. Ф. Штифтара, совершенно исключил их из списка довольствуемых лиц».

Заседание Архивной комиссии 6 сентября 1921 года, на котором присутствовал В. М. Марков, было, по-видимому, последним. Ни протоколов, свидетельствовавших о дальнейшей работе комиссии, ни официальных данных о прекращении ее деятельности нам найти не удалось. Из докладных Владимира Федоровича Штифтара следует, что работа по учету архивов производилась им одним, что в значительной мере сказывалось на ее объемах.

С 5 июля 1922 года Владимир Федорович был зачислен в штат Евпаторийского окружного исполкома (Окрисполком) на должность архивариуса. Кроме обработки документов исполкома и его отделов, Владимир Федорович продолжал работу по формированию и учету архивных фондов учреждений г. Евпатории, отчитываясь за проделанную работу перед Крымцентр¬архивом.

(Продолжение следует).

Алла ЛОТОЦКАЯ,
заместитель начальника архива Евпаторийского горсовета.


Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №66(18848) от 11/6/2013

:: Содержание номера

 
Письмо в редакцию | ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты |

© 2012-2015 «Евпаторийская здравница»
Использование материалов сайта приветствуется при наличии ссылки на «ЕЗ»