Евпаторийская здравница
| ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты | Редакция | Подписка | Реклама |
Евпаторийская здравница - На крыльях памяти живет дыханье ветра…

ГЛАВНОЕ
Евпатория день за днем
Репортаж
Лента новостей
Эхо события
ОБЩЕСТВО
Жизнь города
Под острым углом
Курортный сезон
Люди твои, Евпатория
Образование и наука
Культура
Спортивная мозаика
СПЕЦПРОЕКТЫ
Актуальное интервью
Прямая линия
Депутат без политики
Тур выходного дня
ОФИЦИАЛЬНО
Городской совет
Решения
Сообщения
Выборы-2014
Партийная жизнь
РАЗНОЕ
Мини-интервью
Здоровье
Природа и мы
Потребитель
Происшествия
Коммерческая информация

Президент России

Правительство России

Государственный Совет Республики Крым

 

Разное


На крыльях памяти живет дыханье ветра…

27 АПРЕЛЯ этого года в поселке Мирном торжественно отметят 95-ю годовщину со дня образования 318-го отдельного Констанцского Краснознаменного противолодочного авиационного полка. В богатой биографии этого воинского подразделения хранится много эпизодов и страниц истории, знаковых событий…

ФОРМИРОВАНИЕ полка началось еще в далеком апреле 1916 года в Ораниенбауме с приказа о создании Чудского отряда морской авиации. 17 декабря 1917 года отряд объединился с Петроградской школой морской авиации и получил название Морской дивизион особого назначения Балтийского моря. Местом его базирования становится Нижний Новгород. А 27 апреля 1918 года отряд получает наименование 1-й Морской воздушный дивизион Балтийского моря, на вооружении которого находились самолеты М-9, М-15, М-20 и «Ферри». Именно эту дату принято считать днем рождения полка.

История одного из старейших воинских подразделений была неразрывно связана с двумя флотами – Балтийским и Черноморским.

Авиаторы принимали участие в боевых действиях против белофиннов, обороняли Петроград от войск Юденича и интервентов. В 1920 году часть личного состава отряда с боями освобождала Крым от войск барона Врангеля…

В ноябре 1921 года дивизион преобразован в 1-й разведывательный гидроотряд Воздушного флота Балтийского моря. Командиром был назначен старший летчик Борис Григорьевич Чухновский.

Отряд активно занимается боевой подготовкой в составе частей Балтийского флота, испытывает самонаводящиеся мины, проводит маневры. Зимой 1926 года два самолета участвуют в освобождении изо льдов парохода «Правда». А за действия по спасению международной экспедиции дирижабля «Италия» летчик Б. Чухновский был награжден орденом Красного Знамени.

За высокие показатели в боевой и политической подготовке, мужество, отвагу и героизм, проявленные при защите Карелии, 15 января 1929 года отряду присваивается имя Карельской АССР и навечно вручается памятное знамя.

В 1938 году на вооружение авиачасти поступают самолеты МБР-2, а отряд преобразовывают в 18-ю отдельную разведывательную эскадрилью, командовать которой поручено капитану Филиппу Александровичу Усачеву. В 1939 году эскадрилью вводят в состав 15-го авиационного полка, и она активно участвует в войне с Финляндией. За отвагу и героизм в сражениях финской войны 22 военнослужащих этой авиачасти были награждены орденами и медалями, а летчики Крохалев и Губрий удостоены званий Героев Советского Союза.

В сентябре 1941 года 18-ю отдельную разведэскадрилью перебазировали в Крым, включив в состав Черноморского флота, ее базой стал гидроаэродром на озере Донузлав.

В составе авиации Черноморского флота 18-я эскадрилья активно действовала в оборонительных боях за Крым, боевых операциях Северо-Кавказского фронта против наземных войск противника. Наши авиаторы наносили удары по морским базам и аэродромам противника в Приазовье, участвовали в Новороссийской операции. Летчики, штурманы, техники авиачасти освобождали Крым и Севастополь, вели бои за Констанцу, Варну, Бургас, обеспечивали Ясско-Кишиневскую операцию…

В июне 1944 года личному составу эскадрильи была поставлена задача сдать самолеты МБР-2 и освоить новые, типа «Каталина». Трудно представить, какую огромную работу пришлось выполнить летчикам и техникам, но уже через восемь суток новые самолеты вылетели на боевое задание. За образцовое выполнение поставленных задач и проявленные при этом мужество и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 7 сентября 1944г. 18-я отдельная разведэскадрилья была удостоена почетного наименования «Констанцская», а уже 25 сентября 1944г. удостоена ордена Боевого Красного Знамени. Личный состав эскадрильи неоднократно отмечался высокими правительственными наградами, а четырем летчикам – Н. А. Мусатову, С. П. Крученых, В.А Дегтяреву и И. И. Ильину были присвоены звания Героев Советского Союза.

Эскадрилья не раз переименовывалась, и в результате организационно-штатных мероприятий была преобразована в 977-й отдельный Морской дальнеразведывательный Краснознаменный Констанцский авиационный полк Черноморского флота. С июля 1953-го по апрель 1954 года на базе 977-го авиаполка дальней морской разведки проходили войсковые испытания самолета БЕ-6. Полк приступил к освоению этой «летающей лодки». Самолеты БЕ-6, выполняя в основном задачи разведки, учились также выполнять спасательные операции в море. Из воды удалось подобрать девять летчиков других полков.

С середины 50-х годов в ВМФ СССР началось активное формирование частей и подразделений противолодочной авиации. В 1956 году началось и переоборудование самолета БЕ-6 из разведывательной модели в противолодочную. На новом самолете для поиска подлодок имелись радиогидроакустические буи (РГБ) и радиолокационная станция, а для поражения субмарин – кассеты с маломощными и малоэффективными противолодочными бомбами. Причем БЕ-6 мог применяться либо в поисковом, либо в ударном варианте – смешанной подвески не предусматривалось. Именно эти самолеты открыли эру противолодочной авиации, заложив основы тактики ее применения.

977-й авиаполк летал на самолетах БЕ-6 в течение десяти лет. В 1959 году летчики попрощались со своими «старушками». Сложная была машина, но летала много и долго. В 1974 году самолет этой модели был установлен на постаменте в гарнизоне Донузлава на берегу озера. Сегодня эта многоцелевая летающая лодка-самолет после ремонта находится в Государственном музее авиации Украины. А, по данным Википедии, на начало 2013 года в мире сохранилось всего три экземпляра самолета БЕ-6: упомянутый в Киеве, один в России и еще один – в Китае.

13 апреля 1961 года эскадрилья получила номер войсковой части 49252 и стала называться 270-я отдельная противолодочная эскадрилья дальнего действия авиации Черноморского флота. Местом ее базирования продолжало оставаться озеро Донузлав. А с января 1962 года эскадрилью окончательно преобразовали в 318-й отдельный Констанцский Краснознаменный противолодочный авиационный полк дальнего действия.

АЭРОДРОМ Донузлав расположен в одном из лучших регионов Крымского полуострова. С юга раскинулось Черное море, на юго-западе находится озеро Донузлав, являющееся лучшей естественной гаванью и замечательным водным аэродромом для гидросамолетов. Авиаторы, летая над просторами Крыма, рассказывали, что наш полуостров и Черное море просто волшебно смотрятся с высоты птичьего полета: кажется, все здесь дышит и сверкает! Нет лучшей работы, чем взлетать с этой прекрасной земли в ее солнечное небо. Чувствуешь удивление и восторг, наблюдая, как легко скользит по озеру летающая лодка… Полеты с гидроаэродрома, по мнению специалистов, являются одним из самых сложных видов боевой подготовки и требуют высокого летного мастерства.

В 50 – 60-е годы минувшего столетия летчики полка первыми в авиации ВМФ проводили войсковые испытания и успешно осваивали противолодочные самолеты БЕ-6, БЕ-10 и БЕ-12.

Основная функция самолетов БЕ-10 – быть на воде. Личный состав к самолету доставляли и забирали катером, и большая часть всех задач была связана с морем. В 1961 году на самолете БЕ-10 установили 12 мировых рекордов по классу летающих лодок. Самолет стоит на поверхности моря «на бочке», рулит по морской или озерной глади, взлетает с воды над морем, производит посадку в акватории залива… Вот он, единый сплав неба и моря! Все это требовало выучки, тренированности, мужества, любви к своей профессии и познания ее тайн и красоты. Люди прекрасно знали особенности авиационной техники. Готовили к полетам самолеты так, чтобы летчики выжимали из них максимум технических и боевых возможностей.

Самолетом БЕ-10 было очень сложно управлять при взлете и посадке. Возникало много непредсказуемых моментов в его поведении. Для полетов на этом самолете требовались летчики высочайшего класса, которых отбирали индивидуально. К тому же в этом самолете не имелось второй системы управления и места для летчика-инструктора, что крайне затрудняло переучивание.

НО ВОТ о чем красноречиво свидетельствуют страницы Книги памяти:

– 14.10.1961г. при заходе на посадку на гидроаэродром Донузлав из-за ошибки летчика самолет БЕ-10, пилотируемый майором А. Г. Гордеевым, зарылся в воду, при этом у него отломилась хвостовая часть. В катастрофе погиб помощник штурмана эскадрильи капитан Тазетдинов.

– 22.05.1962г. на взлете с гидроаэродрома Донузлав потерпел катастрофу самолет БЕ-10, пилотируемый капитаном И. И. Муравьевым. Погибли заместитель командира полка майор А. Н. Белов и заместитель командира 2-й эскадрильи И. И. Муравьев.

– 16.08.1963г. на взлете с гидроаэродрома Донузлав из-за ошибки летчика в технике пилотирования потерпел катастрофу самолет БЕ-10, пилотируемый капитаном Ф. Ф. Кузьменко. Штурман ко¬рабля – начальник ВОС полка майор П. С. Даниленко (отец нынешнего мэра Евпатории А. П. Даниленко), ВСР – начальник связи полка майор И. В. Терешин – погибли. Летчик остался невредим.

Боль таких трагедий невозможно исцелить или развеять. Невозможно смириться с гибелью молодых людей, замечательных профессионалов и специалистов. Все это вызвало у летчиков недоверие к самолету БЕ-10, в результате самолет так и не был принят на вооружение…

С середины 60-х годов силами 160-го отдельного морского инженерного батальона в бухте началось строительство. На аэродроме Донузлав проложили ВПП (взлетно-посадочную полосу) с бетонным покрытием длиной 1500 метров, шириной 36 метров. С годами полоса была расширена до 40 метров. Одновременно проходило и переучивание личного состава полка для освоения самолета БЕ-12. Эта модель способна взлетать и садиться с сухопутных и гидроаэродромов, она эксплуатируется в морской авиации до настоящего времени на аэродроме Кача.

С 1967 года военные строители начали застройку береговой зоны жилыми домами, складами, с учетом имеющегося на озере Донузлав аэродрома. Поселок Мирный планировалось построить для населения в семь тысяч жителей, а поселок Новоозерное – на девять тысяч жителей. Создавалась Крымская военно-морская база – оперативное объединение Черноморского флота. Расположение базы позволяло применять ее силы в операциях по уничтожению подводных лодок и кораблей противника в юго-западной части Черного моря, а также в блокировании пролива Босфор.

Все эти годы личный состав авиаполка неоднократно выполнял сложные и ответственные задачи не только в Черном море, но и за пределами Родины – в Египте, во Вьетнаме. Авиационный спасательный отряд из состава 318-го полка постоянно принимал участие в обеспечении запусков космических аппаратов.

Вспоминает командир экипажа подполковник Н.П. Злобин: «В то время в 318-м полку было два экипажа спасателей, которые обеспечивали взлеты и посадки космических кораблей. И при получении задания на перелет мы первыми знали, что в ближайшие дни будут произведены запуск или посадка космического корабля. Наша память словно крылья «бешек», на которых еще сохранилось дыхание морского ветра».

В 1967 году за достигнутые успехи в боевой и политической подготовке в честь 50-летия советской власти 318-й отдельный Констанцский Краснознаменный противолодочный авиационный полк дальнего действия был награжден памятным Красным знаменем Военного совета Черноморского флота.

У большого числа военнослужащих, их семей десятки лет жизни прошли в гарнизоне Донузлав. Многие годы, выполняя полеты над морями и океанами, летчики полка демонстрировали верность и преданность своей Отчизне. Все это было непросто: им приходилось преодолевать множество различных препятствий, несгибаемо и целеустремленно идти к новым свершениям. Все, что делал личный состав 318-го полка, совершалось для общего дела, престижа и авторитета морской авиации. Люди стремились оставить лучший пример для будущих поколений.

МИР авиации для всех, чьим призванием стало небо, является святыней, цитаделью сложного и опасного труда. Летная работа всегда требовала серьезных и взвешенных решений. Авиаторы во все времена заявляли и будут говорить: пусть всегда будет спокойное небо, не приносящее людям никаких неприятностей. Летчики преданы небу и ждут от него доброжелательности. Без коварства, трагедий. Морская авиация – это не только полеты на разведку, поиск подводных лодок, мягкие посадки. Это не только мужество, гордость, но и скорбь, слезы, гибель близких людей и превращение самолетов в пепел, груду обгоревшего металла. На этом пути гибли замечательные авиаторы. Авиация должна навечно оставить их имена в своей памяти. Ведь они несли ее славу на своих крыльях. Взамен – иногда приобретая гранитную недвижимость. Возвращаюсь снова к беспощадным и неумолимым историческим страницам Книги памяти:

– 1.10.1970г. на взлете с гидроаэродрома Донузлав предположительно из-за столкновения со стаей птиц потерпел катастрофу самолет БЕ-12, пилотируемый капитаном В. Ф. Жильцовым. Все члены экипажа (командир капитан В. Ф. Жильцов, помощник командира старший лейтенант Г. П. Ушанов, штурман капитан А. С. Левандовский, ВСР старшина Н. С. Тимошенко) погибли.

– 20.07.1972г. произошла катастрофа при посадке на воду в открытом море из-за столкновения с посторонним предметом самолета БЕ-12 318 ОПЛАП ДД, пилотируемого командиром полка подполковником Ф. И. Пономаренко. Члены экипажа (командир Ф. И. Пономаренко, помощник командира старший лейтенант В. Б. Преображенский, штурман майор А. И. Бибик, старший научный сотрудник авиазавода М. П. Шейнин) погибли. Спасся только начальник связи полка майор Ю. И. Чуприн.

– 9.08.1974г. при выполнении полета на слежение за подлодкой предположительно из-за отказа двигателя на малой высоте произошла катастрофа самолета БЕ-12, пилотируемого подполковником В. К. Денисовым. Все члены экипажа (командир В. К. Денисов, помощник командира лейтенант В. И. Летягин, штурман эскадрильи майор Н. А. Битюков, начальник связи эскадрильи капитан Гаврилюк, а также пассажир – пропагандист полка майор Колосов) погибли.

– 17.06.1987г. при посадке на гидроаэродроме Донузлав вследствие неправильных действий летчика произошла авария самолета БЕ-12, пилотируемого командиром эскадрильи подполковником Ш. Ш. Валеевым. На пробеге самолет перевернулся через плоскость и затонул. Экипаж не пострадал.

Это была последняя потеря в авиационных происшествиях самолета БЕ-12.

Командирами полка с 1961-го по 1995 год (донузлавский период) были Л. П. Коротков, Н. И. Андриевский, Б. В. Жидецкий, Ф. И. Пономаренко (погиб в авиакатастрофе в 1972г.), А. А. Волков, В. П. Хренников, А. М. Казаков, Г. С. Клюкин, А. Е. Зайцев.

ОЧЕРЕДНОЙ виток истории, связанный с распадом Советского Союза, отразился и на судьбе 318-го ОПЛАП. 15 октября 1995 года полк был сокращен до 318-й отдельной противолодочной эскадрильи, которую перебазировали на аэродром Кача. Здесь впоследствии отдельный транспортный авиационный полк и 318-я эскадрилья были переформированы в 318-й отдельный смешанный авиаполк ВВС ЧФ, состоящий из одной эскадрильи самолетов БЕ-12 и одной эскадрильи самолетов АН-26. Сохранив за собой награды 318-го ОПЛАП, новый полк был включен в боевой состав ВВС ЧФ 29 августа 1996 года.

1 августа 2009 года на базе всех частей Качинского авиагарнизона сформирована 7057-я авиационная Констанцская Краснознаменная база Морской авиации ЧФ РФ.

Добрую память о себе оставил 318-й ОПЛАП. Все, что связано с его историей, почитается каждым авиатором. Это была эпоха мужественных людей, свято веривших в мощь государства и ее значимость. Идеалами морской авиации руководствовались летчики, штурманы, инженеры и техники, все авиационные специалисты. Своими делами они обеспечивали мирное, спокойное небо, жизнь без боевых тревог и страха войны.

Сегодня 318-й отдельный противолодочный Констанцский Краснознаменный авиационный полк уже вошел в историю. Но наша задача – с трепетом и любовью собирать по частицам хрупкие свидетельства человеческой памяти, чтобы сохранить их для потомков. А правильно сделанные выводы и блистательный пример героических свершений морских авиаторов пусть освещают путь будущим поколениям!

Подготовила Елена БАУМ.
Использованы материалы из книг
и личных архивов А. В. Садового, В. В. Соловьева.


Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №46(18828) от 23/4/2013

:: Содержание номера

 
Письмо в редакцию | ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты |

© 2012-2015 «Евпаторийская здравница»
Использование материалов сайта приветствуется при наличии ссылки на «ЕЗ»