О регистрационной службе, юридических клиниках и Европейском суде С 2013 ГОДА существенно увеличилась нагрузка на органы Министерства юстиции Украины в части регистрации земли, недвижимости, общественных организаций, банкротства предприятий и проч. О новом режиме работы Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в АРК мы побеседовали с начальником ведомства Еленой СОТНИКОВОЙ. – Елена Олеговна, с 2013 года земельные службы перестали выдавать акты на землю, заменив их свидетельствами на право собственности от Министерства юстиции. В чем суть этих изменений и что это дает обычным гражданам?
– Эти изменения являются частью процесса реформирования системы регистрации прав на недвижимость. Недвижимость всегда неразрывно связана с землей, поэтому с 2013 года права собственности, аренда, постоянное пользование и другие права на землю наряду с объектами недвижимости регистрируются в органах юстиции с выдачей соответствующих документов. Благодаря обмену данными Государственного реестра прав на недвижимость и органа, осуществляющего ведение Государственного земельного кадастра, госрегистратор может оперативно получать информацию о земельных участках, зарегистрированных органами Госземагентства.
– С нового года БТИ лишились функций по регистрации недвижимости, теперь этим занимается регистрационная служба при министерстве. Произошло ли упрощение процедуры или возникла только дополнительная путаница?
– Реформирование законодательства в этой области направлено на упрощение и удешевление ранее существовавших процедур. Новая система предусматривает проведение государственной регистрации всех прав на недвижимое имущество одним государственным органом в одном государственном реестре по принципу «единого окна». Максимально прозрачной также является и оплата предоставляемых услуг. Лицу, обратившемуся к госрегистратору, необходимо внести два платежа – госпошлину за проведение государственной регистрации права или обременения и плату за получение извлечения из реестра (документа, подтверждающего факт проведения государственной регистрации).
– Сколько регистрационных служб действует в Крыму?
– Создание эффективной системы органов государственной регистрации прав базировалось на принципе административно-территориального деления Крыма. Наша цель – максимально обеспечить регистрационными услугами население автономии. К примеру, регистрационные органы созданы в тех районах, где ранее предприятия БТИ не работали, – Первомайском, Кировском, Советском. В настоящее время в Крыму действуют 22 регистрационные службы, входящие в состав территориальных органов юстиции.
– Есть данные о том, что нотариусы с получением функций БТИ значительно повысили цены на свои услуги. Существует ли такая тенденция в Крыму?
– Необходимо подчеркнуть, что нотариусы не заменили никоим образом органы БТИ. БТИ – это по-прежнему орган, проводящий инвентаризацию и оценку всех без исключения объектов недвижимости. Нотариусы же теперь при совершении нотариальных действий в отношении любых объектов недвижимости обязаны зарегистрировать в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество переход права собственности к новому владельцу. По ценам тенденции к их росту мы не наблюдаем. Многие путают плату за оформление документов с той суммой, которая действительно является оплатой труда именно нотариуса.
Например, непосредственно у нотариуса проводится оплата и государственной пошлины, и услуг, связанных с работой Государственного реестра вещных прав. К тому же, сегодня гражданам нет нужды заказывать и оплачивать так называемый «вытяг БТИ», оформление которого ранее отнимало у людей много времени.
Получается, что гражданин платит столько же, сколько и раньше. Просто сегодня все платежи за отдельные документы, которые ранее собирались в разных инстанциях и оплачивались там же, теперь можно осуществить, непосредственно обратившись к нотариусу за оформлением сделки.
– В связи с расширением функций министерства будет ли увеличен его штат?
– Наше управление является территориальным органом Министерства юстиции Украины и финансируется за счет госбюджета. Граничная численность штатных работников утверждается Кабинетом министров Украины. Мы письменно обратились в Министерство юстиции Украины по вопросу увеличения штатных единиц регистрационных служб районных, городских, горрайонных управлений юстиции АРК. При положительном решении вопроса нагрузка на государственных служащих органов юстиции Крыма будет распределена пропорционально.
– Регистрационная служба с этого года столкнулась с большим наплывом посетителей. Удалось ли сгладить неудобства для граждан?
– Действительно, нагрузка на государственных регистраторов объективно возросла. В первую очередь потому, что законодательство в области государственной регистрации прав на недвижимость претерпело существенные изменения. Значительно расширен перечень вещных прав, подлежащих государственной регистрации. С 2013 года обязательной государственной регистрации подлежит не только право собственности, но и производные от него права, к примеру, право пользования, аренда, а также все виды обременений, такие, как ипотека, налоговый залог и др. Главным управлением юстиции приняты меры по организации надлежащего приема граждан во всех регистрационных службах Крыма. Утвержден гибкий график работы государственных регистраторов: кроме рабочих дней, прием здесь ведется в субботу с 9.00 до 16.45. В городах республиканского подчинения созданы информационно-консультативные группы для оказания правовой помощи в составлении проектов документов, предоставления консультаций населению.
– Где крымчане могут получить бесплатную правовую помощь и по каким вопросам они могут обращаться?
– Бесплатная первичная правовая помощь включает предоставление правовой информации, консультаций и разъяснений, составление заявлений, жалоб и др. Сегодня при органах исполнительной власти действуют общественные приемные по оказанию бесплатной первичной правовой помощи, консультативные пункты. При управлениях юстиции создано 29 общественных приемных, а также девять таких приемных – при органах власти и самоуправления. В 2012 году приемными предоставлено более трех тысяч консультаций и 460 – на протяжении текущего года. Кроме этого, работники органов юстиции принимают участие в работе 255 выездных консультационных пунктов, где оказано около тысячи консультаций в 2012 году и 127 – в этом. Также предоставлением первичной правовой помощи занимаются юридические клиники, которые создаются при юридических факультетах вузов III–IV уровней аккредитации. В таких клиниках студенты оказывают бесплатные юридические консультации лицам, которые не могут себе позволить обратиться за платной юридической помощью. Бесплатная вторичная правовая помощь предоставляется задержанным лицам и тем, кто привлекается к уголовной ответственности.
– Украинцы завалили исками Европейский суд по правам человека. А как часто в Страсбург обращаются крымчане?
– У нас действует региональное отделение секретариата Правительственного уполномоченного по делам Европейского суда по правам человека. В течение прошлого года в Крыму им выполнено 19 поручений Правительственного уполномоченного по изучению и сбору доказательств в отношении конкретных фактов нарушений положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Предметом обращения граждан в Европейский суд по правам человека в 2012 году стали нарушения статей Конвенции «Право на справедливый суд», «Право на жизнь», «Запрет пыток», «Право на свободу и личную неприкосновенность», «Право на уважение частной и семейной жизни», «Право на эффективное средство правовой защиты», «Запрет дискриминации» и др. В текущем году уже отработано семь поручений Правительственного уполномоченного в связи с рассмотрением Европейским судом дел, которые были возбуждены по заявлениям крымчан.
– Одно из направлений работы Министерства юстиции – исполнение судебных решений. Но при этом, по статистике, только треть решений успешно исполняется. С чем это связано?
– Исполнение судебных решений не всегда в полной мере связано с объективными и субъективными причинами. Законодательство, которое касается исполнения решений судов, несовершенно. Изменения 2011 года ужесточили требования к должникам и расширили полномочия государственных исполнителей, однако отдельные законы препятствуют исполнению судебных решений. Например, Закон «О введении моратория на принудительную реализацию имущества», Закон «О мероприятиях, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса». 1 января 2013 года вступил в силу Закон «О гарантиях государства относительно исполнения судебных решений», по которому государство гарантирует исполнение решений судов в отношении госорганов и госпредприятий.
– А в чем заключается субъективный фактор?
– Одна из проблем – это чрезмерная загруженность госисполнителей и текучесть кадров. В Крыму на исполнении у каждого из них находится 319 дел в месяц. При этом кроме проведения исполнительных действий госисполнителю нужно еще и представлять интересы исполнительной службы в судах, отвечать на жалобы, предоставлять и обобщать аналитическую информацию. Если у должника отсутствует имущество, на которое можно обратить взыскание, а проведенные государственным исполнителем мероприятия по розыску такого имущества оказались безрезультатными, он имеет законные основания окончить исполнительное производство и возвратить исполнительный документ взыскателю. Реальное исполнение судебных решений – это на самом деле титаническая работа, которая далеко не всегда заканчивается успехом. Ведь 70% граждан, несмотря на то, что суд или иной орган вынес решения о взыскании с них сумм, отказываются их платить самостоятельно.
– В январе вступила в силу новая редакция закона о банкротстве. В чем ее особенности и какое место отводится Министерству юстиции?
– Реформирование в сфере банкротства происходило в несколько этапов. Первый – это передача контрольных полномочий в сфере банкротства от Министерства экономического развития и торговли Украины к Министерству юстиции Украины в 2011 году. Следующим этапом стали изменения в Законе «О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом», разработка и вступление в законную силу новой нормативно-правовой базы с учетом изменений законодательства Украины и мировой практики в сфере банкротства.
Из новшеств: теперь арбитражные управляющие являются субъектами независимой профессиональной деятельности и приравниваются к служебным лицам юридического лица-банкрота, в связи с чем изменился порядок контроля за их деятельностью. Введены понятия дисциплинарного проступка и дисциплинарной ответственности арбитражных управляющих, квалификационной комиссии, дисциплинарной комиссии арбитражных управляющих. Теперь арбитражные управляющие могут объединяться в саморегулируемую организацию. Изменен порядок их обучения. В новой редакции закона не предусмотрена процедура банкротства отсутствующего должника. В целом же закон в новой редакции призван более четко регулировать процедуры банкротства, а также деятельность всех участников.
– Одна из новых функций органов юстиции – регистрация объединений граждан. Как изменилась эта процедура? Сколько объединений было зарегистрировано в Крыму?
– С 1 января 2013 года в Украине введен в действие новый Закон «Об общественных объединениях». Закон устранил наличие двух регистрирующих органов, которые до 2013 года занимались регистрацией общественных организаций, определив единым регистрирующим органом территориальные управления юстиции в городах и районах. В связи с законодательными новшествами управлениями юстиции Крыма принято от исполнительных комитетов органов местного самоуправления 2500 регистрационных дел общественных организаций. Закон предусматривает бесплатную регистрацию общественных организаций, вместе с тем за принятие уведомления об изменениях в уставных документах взимается плата в размере трех необлагаемых минимумов – 51 грн. Общая цифра легализованных в Крыму объединений составляет около 4500, что свидетельствует о высоком уровне гражданской активности.
Марина РЕЗНИКОВА. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №36(18818) от
30/3/2013 :: Содержание номера |