Евпаторийская здравница
| ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты | Редакция | Подписка | Реклама |
Евпаторийская здравница - Часовые погоды

ГЛАВНОЕ
Евпатория день за днем
Репортаж
Лента новостей
Эхо события
ОБЩЕСТВО
Жизнь города
Под острым углом
Курортный сезон
Люди твои, Евпатория
Образование и наука
Культура
Спортивная мозаика
СПЕЦПРОЕКТЫ
Актуальное интервью
Прямая линия
Депутат без политики
Тур выходного дня
ОФИЦИАЛЬНО
Городской совет
Решения
Сообщения
Выборы-2014
Партийная жизнь
РАЗНОЕ
Мини-интервью
Здоровье
Природа и мы
Потребитель
Происшествия
Коммерческая информация

Президент России

Правительство России

Государственный Совет Республики Крым

 

Разное


Часовые погоды

КАЖДЫЙ год 23 марта под эгидой ООН отмечается Всемирный день метеорологии: именно в этот день в 1950 году вступила в силу Конвенция Всемирной метеорологической организации. Девиз нынешнего праздника – «Погода, климат и вода в информационную эру».

ВМЕСТЕ с многотысячной армией стражей погоды этот день по праву отмечают и военные метеорологи морской авиационной бригады Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины.

Метеорологические условия – важный элемент воздушной обстановки. С момента своего появления авиация находится в прочной зависимости от среды, в которой существует, – от состояния атмосферы. Именно погода оказывает существенное влияние на взлет, посадку и полеты боевых вертолетов и самолетов, их боевое применение. Также от состояния погоды напрямую зависят условия эксплуатации авиационной техники, средств обеспечения полетов и работа служб аэродромного обеспечения.

Даже если на аэродроме нет полетов, военные метеорологи продолжают проводить круглосуточное наблюдение за метеорологической и орнитологической обстановкой, собирают данные фактических метеонаблюдений, воздушной и радиолокационной разведки погоды, аэросиноптических карт и материалов. Такая работа проводится для лучшего представления о состоянии погодных процессов в районе базирования с учетом фактической и ожидаемой погоды не только на аэродроме расположения бригады, но и на других, запасных аэродромах. Кроме того, при выполнении самолетами подразделения маршрутных полетов составляется прогноз погоды по маршруту.

По словам инженера метеорологической группы бригады капитана Александра Большакова, личный состав подразделения готов в любую минуту предоставить командованию рекомендации по наиболее эффективному применению авиации в существующих метеорологических условиях.

– В соответствии со своими обязанностями специалисты нашего подразделения регулярно составляют прогноз погоды до трех суток. О нем мы докладываем командованию бригады, должностным лицам группы управления полетами, летному составу, а также руководству аэродромных служб. В случае ожидаемого ухудшения метеоусловий мы проводим более тщательный анализ, чтобы своевременно предупредить соответствующих должностных лиц о приближении неблагоприятных погодных условий. После получения штормового предупреждения личный состав швартует лопасти винтов вертолетов, аэродинамические рули самолетов, закрепляет антенны, мачты, проверяет технику на стоянках, – рассказал капитан А.Большаков.

Не следует забывать, что военные летчики все время находятся в состоянии боевой готовности. Также вместе с экипажами несут боевое дежурство и военные метеорологи, они всегда готовы предоставить необходимую информацию о метеообстановке в указанном районе.

КОНЕЧНО, у многих скептиков может возникнуть иронический вопрос: а насколько сбываются прогнозы синоптиков? Нередко в разговорах услышишь и такое: «Почему над моим огородом сегодня нет дождя? Земля потрескалась, а они обещали!..» или «Почему небо над пляжем затянули облака? Ведь нам по радио обещали солнечную погоду!»

На такие вопросы начальник метеорологической группы бригады майор Александр Тищенко всегда отвечает с юмором: «А вы пробовали горстью гороха попасть в пятикопеечную монету, которая лежит на расстоянии нескольких метров от вас? Возможно, что у вас есть шанс, и одна из горошин все-таки попадет в цель… Именно таким образом над тем или иным участком местности образуются кучевые дождевые облака».

Но если говорить серьезно, то правдивость прогноза во многом зависит от особенностей местности и его долгосрочности. Если за основу берется территория аэродрома и схема полетов по маршрутам, то прогноз, который военные метеорологи составляют на сутки, как правило, будет оправдан на 90 процентов. Соответственно точность прогноза на двое-трое суток несколько уменьшается. Кроме того, при подготовке прогноза многое зависит от общей аэросиноптической ситуации над Европой и Средиземным морем.

Крымская погода очень своеобразна и капризна. Метеорологи морской авиационной бригады на своем опыте ощущают, что проблема изменения климата давно вышла за пределы теоретических выводов ученых. Часто при выполнении полетов на аэродроме наблюдается явление, которое синоптики называется «сдвигом ветра».

Опираясь на данные климатического описания аэродрома, инженер метеорологической группы капитан Александр Большаков рассказал, что отдельные непредсказуемые изменения погоды происходят здесь все чаще, приобретая характер тенденции.

– В климатическом описании четко записано, что сильных порывов юго-восточного ветра над нашим аэродромом не наблюдается. Также при юго-восточном ветре у нас не было тумана. Однако в прошлом году при таком ветре мы видели, как аэродром неожиданно накрыло туманом. Это нонсенс, который не прописан в учебниках и противоречит законам физики атмосферы. Также нами был зафиксирован юго-восточный ветер силой до 12 метров в секунду. Опять-таки, этого быть не должно, поскольку на юго-востоке, по климатическому описанию, аэродром закрыт от ветров хребтом Крымских гор. В общем, такие «сюрпризы» для нас не очень приятны, особенно если в воздухе находятся летательные аппараты. В связи с этим мы уже разработали определенные рекомендации для командования, чтобы стихия не смогла застать нас врасплох, – отметил Александр Большаков.

ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ прогнозов погоды и проведения полетов метеорологи используют не только проверенные годами термометры и барометры, анеморумбометры и регистраторы высоты нижней границы облачности, но и более сложную технику, такую, как метеорологический радиолокатор МРЛ-5, который предназначен для обнаружения зон опасных погодных явлений.

По словам оператора метеорологической станции прапорщика Руслана Пикуля, с помощью МРЛ-5 можно выявлять и определять характеристики таких атмосферных явлений, как гроза, град и ливень, провести классификацию облаков, а также определить направление и скорость их движения. Этот локатор эффективно используется в процессе летных смен, когда существует вероятность возникновения вышеуказанных опасных явлений погоды. Радиус его эффективного действия составляет 200 км. Обнаруженные опасные зоны оператор классифицирует и докладывает о них дежурному синоптику.

Как пояснила механик-метеонаблюдатель метеорологической группы старший матрос Татьяна Гайзер, данные метеонаблюдений ежечасно заносятся в специальный журнал – «Дневник погоды». Такие журналы хранятся вечно. Каждые пять лет на основании этих записей делается уточнение авиационно-климатического описания аэродрома. Это огромный и кропотливый научный труд, над которым постоянно работают все специалисты метеорологической группы.

КРОМЕ составления прогнозов погоды, военные метеорологи занимаются еще одной важной проблемой – орнитологической. Возможно, что для человека непосвященного она покажется не такой уж важной. Однако факты говорят об обратном. Первое зарегистрированное столкновение самолета с птицей произошло более ста лет назад в американском штате Калифорния. В связи со стремительным развитием мировой авиации появилась отдельная наука – авиационная орнитология, которая выявляет закономерности столкновения птиц с самолетами, описывает биологические и технологические способы предотвращения таких случаев. По последним данным, Международная организация гражданской авиации ежегодно регистрирует в мире около пяти тысяч случаев столкновения воздушных судов с птицами. Каждое четвертое столкновение заканчивается серьезным повреждением конструкции самолета, вертолета, их винтов, двигателей и кабины. Очень часто итогом нежданной встречи двух птиц – живой и железной является авиакатастрофа. Такие случаи нередки и для военной авиации разных стран мира.

Четыре раза в год военные метеорологи бригады проводят орнитологическое обследование аэродрома и всей прилегающей к нему территории, где могут питаться или гнездиться различные пернатые, в радиусе 10 км. Цель – выяснить, как изменяются видовая и количественная популяции птиц. Эта работа проводится исключительно в интересах обеспечения безопасности полетов. Собранная информация тщательно документируется. На основании полученных данных метеорологи корректируют схему орнитологической обстановки вокруг аэродрома. Следующим шагом после проведения исследований является ряд мероприятий, направленных на уменьшение популяции птиц в районе аэродрома. В первую очередь все водоемы, расположенные рядом со взлетной полосой, должны быть закрыты от водоплавающих птиц железной сеткой. Вблизи авиационных стоянок, взлетной полосы и рулежных дорожек не должно быть высокой растительности. Травяной покров должен быть только низкорастущим, например, таким, как клевер. Эта культура не создает высоких зарослей, где могут скрываться мелкие грызуны и вить гнезда птицы. Также на аэродроме не должно быть прожекторов с белым светом, поскольку он очень привлекателен для насекомых. А ведь следом летят птицы, которые на них охотятся! Поэтому в прожекторы вставляют специальное оранжевое стекло.

МНОГИЕ виды птиц длительно живут вблизи аэродрома, поэтому, по мнению начальника метеорологической группы бригады майора Александра Тищенко, они хорошо адаптировались к условиям проживания рядом с авиационной техникой. Они давно не боятся самолетов и вертолетов, знают, как уклоняться, чтобы не попасть под винты или в воздухозаборники двигателей.

– Как это ни странно, но среди всех птиц, обитающих вблизи нашего аэродрома, наиболее бестолковым и неадекватным поведением отличаются чайки. Доставляют беспокойство и скворцы, которые собираются в огромные стаи численностью до нескольких тысяч. Как наиболее адаптированных и самых умных птиц я бы отметил ворон. Однако их «интеллект» имеет для нас и побочные последствия. Иногда, чтобы заполучить ядра грецких орехов, птицы бросают их с высоты на бетон взлетной полосы. Орехи разбиваются, вороны съедают ядра, а скорлупки… вынужден убирать личный состав батальона аэродромно-технического обеспечения.

Также хорошо приспособились для жизни на аэродроме сороки и хищные птицы семейства соколиных. Недалеко от метеостанции уже много лет живет пара соколов. Они хорошо себя чувствуют, выводят потомство, у них есть своя «зона полетов», где они охотятся за мышами.

Что касается перелетных птиц, то здесь ситуация выглядит более сложной и требует систематического контроля и анализа. Чем больше размеры птицы, тем большую угрозу для воздушного судна она представляет. И борьба за господство в воздухе тут идет нешуточная. Возможно, многие читатели не знают, что горные гуси способны выполнять свои перелеты на высоте более десяти тысяч метров. Именно над нашим аэродромом проходят старинные пути миграции птиц. Кроме метеорологов, движение птиц отслеживают и другие аэродромные службы. Наблюдение проводится не только визуально, но и на индикаторах локаторов. Дело в том, что стаи больших птиц, таких, как журавли, лебеди, гуси, дают яркие «засветки» на экране локаторов. Поэтому мы учим наших операторов, как отличить стаю птиц от самолетов и облаков. Орнитологическую обстановку мы отражаем на специальном планшете. Эта информация используется летчиками при подготовке к полетам, – так завершил свой рассказ майор Александр Тищенко.

…Говоря о специфике службы в морской авиации, ветеран военной метеорологии Виктор Васильевич Исаев как-то сказал: «Метеорологу, который долгое время прослужил в части, расположенной на берегу моря, всегда рады на любом другом аэродроме». Это очень точная формулировка, поскольку такой специалист обладает огромным багажом знаний и практическим опытом. Если на суше есть метеостанции или другие средства, которые позволят заранее узнать о надвигающемся циклоне, то далеко в открытом море метеопостов нет, и корабли бывают там не часто. Именно поэтому у метеорологов бригады морской авиации среди приоритетов на первом месте значатся профессионализм, знание местных особенностей и интуиция.

Сергей ОСИПОВ.


Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №33(18815) от 23/3/2013

:: Содержание номера

 
Письмо в редакцию | ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты |

© 2012-2015 «Евпаторийская здравница»
Использование материалов сайта приветствуется при наличии ссылки на «ЕЗ»