Евпаторийская здравница
| ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты | Редакция | Подписка | Реклама |
Евпаторийская здравница - Праздники наших предков: Наврез

ГЛАВНОЕ
Евпатория день за днем
Репортаж
Лента новостей
Эхо события
ОБЩЕСТВО
Жизнь города
Под острым углом
Курортный сезон
Люди твои, Евпатория
Образование и наука
Культура
Спортивная мозаика
СПЕЦПРОЕКТЫ
Актуальное интервью
Прямая линия
Депутат без политики
Тур выходного дня
ОФИЦИАЛЬНО
Городской совет
Решения
Сообщения
Выборы-2014
Партийная жизнь
РАЗНОЕ
Мини-интервью
Здоровье
Природа и мы
Потребитель
Происшествия
Коммерческая информация

Президент России

Правительство России

Государственный Совет Республики Крым

 

Культура


Праздники наших предков: Наврез

ДРЕВНИЕ персидские и тюркские племена поклонялись силам природы – солнцу, огню, воде, ветру, грому, которые воплощались для них в образах богов. Боги наделялись сверхъестественными способностями превращаться в животных.

В МИФОЛОГИИ этих племен мы встречаем крылатых коней, трехглавых змеев, волшебную птицу саена о трех естествах, оленя шарабха и т.д. Кочевники унаследовали от своих предков наличие зооморфных образов в мифологии и фольклоре.

У всех индоевропейских народов с древности существовал культ богини-матери Земли и ее спутников-близнецов. В Греции богиня называлась Деметрой, а близнецы – Диоскурами. В искусстве Диоскуры представлены в образах юношей – один на черном, другой на белом коне (смертный и бессмертный).

Изображение борющихся животных некогда использовали при совершении магических обрядов: с их помощью вызывали дождь или демонстрировали борьбу зимы и весны.

В изобразительном творчестве тюркских племен встречаются интересные композиции – сцены, в которых лев, орел или грифон терзает копытное травоядное животное – быка или оленя. Такие сюжеты можно видеть на многих дошедших до нас предметах – бляшках, курильницах, рукоятках оружия.

В третьем тысячелетии до нашей эры жрецы Месопотамии подметили, что расположение некоторых созвездий относительно друг друга носит циклический характер. В момент начала сева у шумеров в зените ночного неба находилось созвездие Льва с яркой Царской звездой. В ту же ночь на небе в последний раз виднелись уходящие за горизонт созвездия Плеяд (шумеры называли его звездой Быка) и Кассиопеи (называемой звездой Оленя). На основании этих наблюдений в Месопотамии был изобретен календарь для земледелия и ирригации. Астральные явления стали также изображать в предметах искусства как сюжеты победы льва над быком или оленем.

На территории Иранского нагорья взаиморасположение созвездий приходилось на март и совпадало по времени с весенним равноденствием, с которого начинался Новый год солярного календаря – Наврез, день победы божественного света над силами зла и мрака. Поэтому сцены битвы животных приобрели в искусстве Ирана совершенно особое значение.

Как мы знаем, лев в искусстве тюркских и персидских племен – символ солнца, а сцена растерзания львом копытного животного изображает апофеоз весны в день весеннего равноденствия.

Тюркские племена саков в искусстве, по-видимому, сохранили свою первоначальную символику, она знаменовала победу солнца в начале весны и наступление Нового года – Навреза.

Праздник Наврез начинают отмечать 21 марта (байрам акъшамы) – когда Солнце входит в созвездие Овна, в день весеннего равноденствия.

Упоминаение о празднике Наврез (Навруз) мы встречаем в произведениях звезд восточной поэзии: «Наврузнома» Омара Хайяма, в «Наследии древних народов» Аль Бируни, в стихах нашего земляка Ашика Омера и др.

Наврез особенно любим крымскими татарами, о нем сохранилось немало воспоминаний. К празднику готовились задолго: из дома выбрасывали поношенную старую одежду, разбивали старую посуду, сметали золу с очага, надевали новые нарядные платья, готовили подарки и дарили их в день праздника. На стенах дома рисовали круги – символы солнца, а на опорной балке здания как символ «Древа жизни» укрепляли зеленую веточку или цветы, пекли круглые лепешки, красили яйца (потому что яйцо считалось началом всего сущего).

Традиционно проводились и народные гулянья, а дома украшались цветами и гирляндами, зажигали костры, гадали на проросших семенах о будущем урожае… Уважаемые аксакалы прокладывали на поле первую борозду, а джигиты устраивали скачки и показывали мастерство в стрельбе из лука. Ни один праздник не обходился без национальной борьбы куреш, для победивших в ней борцов девушки готовили подарки из золотого шитья, а женщины – лучшие кушанья.

Свидетели былых пиров – огромные жертвенники и котлы древних племен саков – хранятся ныне в Эрмитаже, музеях Алматы и Ташкента. В дни весеннего и осеннего равноденствия в них варили мясо жертвенного животного – коня, посвященного солнцу, а затем присутствующие, собравшись вместе, съедали приготовленное блюдо. Это считалось гарантией всеобщего благополучия. Сам котел наделялся магическими свойствами, в которых заключалась живительная сила. До сих пор на Памире сохранился культ священного котла. Такие котлы, привезенные из Средней Азии, можно увидеть сегодня на наших свадьбах, праздниках. Есть поверье, что еда, приготовленная в таких котлах, приносит берекет, здоровье и исполнение всех желаний…

Байрам мубарек олсун! С праздником, дорогие земляки!

Алифе ЯШЛАВСКАЯ.


Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №31(18813) от 19/3/2013

:: Содержание номера

 
Письмо в редакцию | ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты |

© 2012-2015 «Евпаторийская здравница»
Использование материалов сайта приветствуется при наличии ссылки на «ЕЗ»