Евпаторийская здравница
| ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты | Редакция | Подписка | Реклама |
Евпаторийская здравница - Как евпаториец сохранил для истории Тольятти и Дали

ГЛАВНОЕ
Евпатория день за днем
Репортаж
Лента новостей
Эхо события
ОБЩЕСТВО
Жизнь города
Под острым углом
Курортный сезон
Люди твои, Евпатория
Образование и наука
Культура
Спортивная мозаика
СПЕЦПРОЕКТЫ
Актуальное интервью
Прямая линия
Депутат без политики
Тур выходного дня
ОФИЦИАЛЬНО
Городской совет
Решения
Сообщения
Выборы-2014
Партийная жизнь
РАЗНОЕ
Мини-интервью
Здоровье
Природа и мы
Потребитель
Происшествия
Коммерческая информация

Президент России

Правительство России

Государственный Совет Республики Крым

 

Люди твои, Евпатория


Как евпаториец сохранил для истории Тольятти и Дали

ПРОФЕССОР из Евпатории Валерий Розенберг, живущий ныне в Израиле, рассказал о том, как в течение сорока лет он изучал истории болезней великих людей и как принимал участие в их бальзамировании.

ИНТЕРЕС Валерия Розенберга, тогда еще студента медуниверситета, к взаимосвязи медицины и искусства укрепило его знакомство в 1970 году с правнуком ученого-лексиколога Владимира Ивановича Даля, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», – Михаилом Далем. В то время Михаил Константинович работал главным патологоанатомом Украины, и под его руководством Розенберг более тщательно стал изучать патологическую анатомию и влияние медицины на судьбы великих людей.

«Нам нужно переключаться»

– Профессия патологоанатома очень тяжелая, потому врачу с такой специальностью просто необходимо искать параллельно какое-то увлечение, чтобы переключаться, – уверен Валерий Давидович. – Для себя я его нашел и заинтересовался, в частности, тем, какое место в искусстве занимала медицина и как врачи своими правильными либо неправильными действиями могли влиять на ход мировой истории. Вот лишь один из примеров: тяжело раненному в живот Пушкину, учитывая характер поражения, категорически нельзя было ставить грелку. А в документах, составленных врачом, который обследовал Александра Сергеевича на смертном одре, указано, что «к месту ранения приложена грелка». Данное обстоятельство не только не спасло жизнь великому Пушкину, а напротив, ускорило уход поэта в мир иной.

Детальное изучение биографий знаменитостей стало для профессора Розенберга главным увлечением жизни. Материалы для научно-литературного издания он собирал по крупицам, исследуя подлинные документы – истории болезней и заключения о смерти великих ученых, писателей, композиторов, поэтов: Ломоносова, Гончарова, Достоевского, Мусоргского, Чехова, Блока и других известных личностей. В итоге из-под пера Валерия Давидовича вышла и в 2009 году в Израиле была признана бестселлером книга «Искусство и медицина» – плод его сорокалетнего труда.

«Тольятти как будто уснул»

Нередко Розенберг дает советы коллегам многих государств мира по поводу ребальзамирования. Трижды вместе со своим учителем Михаилом Далем он принимал участие в ребальзамировании тела профессора Пирогова. Правда, последние несколько лет эти работы не проводятся из-за отсутствия средств, а дело слишком затратное и по препаратам, и по стоимости работ бальзамиста. Кроме того, Валерий Давидович, используя собственные наработки по созданию бальзамирующего состава, сохранил для транспортировки на родину тело умершего в Крыму генсека Итальянской компартии Пальмиро Тольятти.

– Его тело отправляли из Крыма в Рим в самую сильную жару, – вспоминает профессор. – Но мы, бальзамируя лидера итальянских коммунистов, поработали над сохранением тела так, что выглядел Тольятти, будто всего лишь уснул. Западные специалисты тогда очень высоко оценили работу мою и моих крымских коллег, мы ведь работали одной большой командой.

По словам профессора Розенберга, практика бальзамирования, в том числе длительного, в мире по-прежнему существует. Однако настоящих специалистов – считанные единицы, и в их числе – Валерий Давидович. К нему в Евпаторию за советами откуда только состоятельные гонцы ни приезжали – из Индонезии, Пуэрто-Рико, Индии, Германии, Испании...

– Например, индийцы к ритуалу погребения своих родственников готовятся очень тщательно, – рассказывает профессор. – Если человек любил кататься на мотоцикле и на нем же разбился, то его вместе с мотоциклом, но уже новым, и похоронят, при этом усадят на сиденье, а тело просят забальзамировать так, будто человек с мотоцикла и вовсе не сходил. В таком виде ездока препровождают в семейный склеп. Иногда от момента смерти до погребения проходит до трех месяцев, и все это время усопший, которого бальзамируют для более торжественного обряда прощания со всей семьей, находится в том же доме, где живет его родня. Вот поэтому бальзамирующий состав должен быть правильным, иначе при разложении тела, при появлении плесневых грибков могут чем угодно заболеть и живые люди.

«Дали и ушел из жизни, как чудак…»

Довелось профессору Розенбергу участвовать в бальзамировании Сальвадора Дали – в том самом музее, который художник для себя построил в качестве склепа.

– Советы по бальзамированию Дали я давал по телефону, однако лично испанской стороне передал рецепты бальзамирующего состава, который был создан мною и моими крымскими коллегами и проверен неоднократно, – отметил Розенберг. – В частности, мы своим составом полностью восстановили цвет кожи художника, тем самым внешне «оживили» его.

Тело Сальвадора после бальзамирования было замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигерас, поскольку сюрреалист завещал похоронить себя так, чтобы по его могиле ходили люди. Что тут скажешь? Представители мира искусства и живут странно, и уходят, вызывая порой искреннее недоумение. В нашей же культуре свои традиции, иная практика погребения, она складывалась веками. Согласно Книге Бытия, «Земля еси, – сказал человеку Господь, – и в землю отыдеши». К примеру, для православных как кремация, так и бальзамирование – это табу.

Как медик и человек скорее практичный, рассматривающий смерть с точки зрения разрушения материи, Розенберг утверждает: доверяет тому, что можно пощупать или увидеть воочию. Однако признает: «Безусловно, есть силы, которые с медицинской точки зрения я вообще не могу объяснить и потому отношу их к сфере религии. А поскольку сам вижу человеческие ткани, а не душу, то боюсь лишь одного – чтобы моя вера в Бога не была лицемерной».

Виктория СЕРЕБРЯНСКАЯ.
Фото из личного архива В. Розенберга.


Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №26(18807) от 5/3/2013

:: Содержание номера

 
Письмо в редакцию | ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты |

© 2012-2015 «Евпаторийская здравница»
Использование материалов сайта приветствуется при наличии ссылки на «ЕЗ»