Люди и куклы: фашистов били вместе В ЕВПАТОРИЙСКОМ театре «Марионетки» по сей день к зрителям выходят деревянные «актеры», которые прошли Великую Отечественную и даже получили ранения… КОГДА началась война, Коле Колеснику – начинающему актеру Харьковского кукольного театра – было всего шестнадцать. Как большинство советских ребят, едва окончивших школу, он в 41-м рвался на фронт, но в военкомате сказали: слишком молод. Тогда парень решил воевать с Гитлером по-своему. Смастерил несколько кукол-марионеток и отправился с ними на линию фронта – поднимать боевой дух наших солдат короткими полевыми спектаклями. Взял с собой патефон и пластинку с тремя мелодиями – фокстротом, вальсом и «Барыней».
Представления бойцы смотрели с огромным удовольствием. А больше всего им нравились ядреные частушки о Гитлере и столь желанной победе Советского Союза над фашизмом. Частушки Коля исполнял со своим любимцем – деревянной куклой Петрушей. Бойцы за животы хватались, когда слышали такое:
Все немецкие вояки
На словах были сильны,
Только после каждой драки
Мыли в озере штаны!
Трижды вместе с красноармейцами Коля и Петруша сами попадали в зону боевых действий. А однажды под Киевом оба получили ранения, причем у каждого – в одну и ту же ногу. Петрушкин простреленный сустав удалось заменить на новый, деревянный, а Николай так и хромал до конца жизни – на память о сороковых осталась зарубка…
– С Николаем Никифоровичем мы познакомились в 1978-м в Ташкенте, на одной из творческих встреч актеров-кукольников, – рассказала директор театра «Марионетки» Лариса Дубова. – После войны он работал в филармонии артистом оригинального жанра. Позже по настоянию врачей он переехал жить в Евпаторию. В 1986-м Николай Колесник передал кукол театру – видимо, уже чувствовал свой скорый уход из жизни и переживал за «фронтовых товарищей». Говорил: если кукле не давать работать на сцене, она умрет.
На этих актеров из папье-маше с деревянными ручками и ножками поначалу страшно было смотреть. Ведь они много лет пролежали в сундуке и товарный вид, безусловно, потеряли. В театре кукол вымыли, причесали, сшили новую одежку, дали новые имена, и они по сей день выступают на сцене. Теперь Петрушу зовут Гришей, он носит яркий клетчатый пиджак и большие клоунские ботинки. И плакать умеет по-прежнему – если надо маленького зрителя расшевелить, пускает в зал слезные фонтанчики. Его фронтовые побратимы по сцене тоже не сидят без дела: Коля Качалкин выступает на трапеции, дуэт Трошка и Матрешка, которые в войну плясали под «Барыню», теперь танцуют под звуки попурри из русских народных песен в современной обработке. А актеры-люди, глядя на марионеток-долгожителей, лишь вздыхают: «Искусство – вечно».
СПРАВКА. Кукла Гриша – рост 50 см, вес – 3 кг. Корпус сделан из бука, голова выполнена в технике папье-маше. Глаза у него стеклянные, а из искусственных слезных желез, установленных внутри глаз, вода и ручьем течет, и фонтаном брызжет… Трошка и Матрешка размерами поменьше, но тоже деревянные.
Виктория СЕРЕБРЯНСКАЯ. Фото автора. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №19(18801) от
19/2/2013 :: Содержание номера |