Человек снимающий ПЕРВЫЙ в Украине фотограф, восстановивший фототехнологию девятнадцатого века, Роман КРАВЧЕНКО – евпаториец. Профессиональный историк заинтересовался амбротипией несколько лет назад, и неожиданно даже для него самого необычное занятие придало существованию особый смысл. По ту сторону объектива
ВСЯ его квартира и сама как камера-обскура – эдакий глазок в мир. А домашняя обстановка – словно ты внутри камеры – с легкостью погружает в прошлое, к которому можно прикоснуться.
– Этот аппарат, что поменьше, не такой уж и старинный, – показывает Роман первый свой рабочий инструмент: деревянную камеру квадратной формы на треноге и с «гармошкой» черного цвета вместо привычного для современных фотоаппаратов корпуса. – В советские времена она не была раритетом, такие применяли в фотоателье вплоть до 70-х годов. Снимки получаются размером 18х24.
От любопытства удержаться невозможно – неужели все это работает? Роман смеется: еще как! Чтобы убедиться, предлагает поработать моделью.
Лучше один раз увидеть
– Я называю мокрый коллодионный метод «поляроидом XIX века», – говорит фотохудожник, готовясь к съемке. – Ждать недолго, весь процесс займет не более получаса. Но прежде надо приготовить реактивы.
На столе раскладывает ванночки, колбочки с надписями на английском, деревянную подставку для просушивания готового снимка и кучу других нехитрых, на первый взгляд, приспособлений. И тут начинается не просто химический опыт – настоящее таинство. Роман, надевая очки, комментирует каждый свой шаг. Глаза надо защитить – все-таки приходится иметь дело с азотнокислым серебром. По-хорошему, и про резиновые перчатки не следует забывать, чтоб на кожу рук реактивы не попали. Но в защитных перчатках «алхимик» Роман Кравченко не так тонко чувствует рабочее стекло – предпочитает работать открытыми руками. Оттого и пальцы после каждого снимка – черные.
Будущий портрет в темноте, при красном свете, надо подержать в специальной ванночке – серебро должно лечь на стеклянную поверхность плотным слоем. Затем закрепить стекло в кассете, вставить его в фотоаппарат и снова включить свет.
Фотограф усаживает модель перед объективом, рядом ставит на специальной подставке мощные дневные лампы, и глазам становится как-то неуютно – смотреть даже мимо источника света, но в его направлении, больно.
– Потерпеть надо чуть-чуть, иначе никак, – успокаивает Роман. – При другом освещении изображение не получится.
Зажмуриваюсь и невольно вспоминаю визит к окулисту – ощущения похожи, возле лампочек не хватает только таблицы с большими и маленькими буквами.
Фотомастер просит не шевелиться. И тут уж не до эмоций, мне выдержка нужна железная (свет точно – ослепительно-белый), а фотоаппарату – секунд десять, чтобы «поймать птичку». Наконец-то готово.
Стекло сразу ложится в еще одну ванночку – с закрепителем, и ждать остается еще меньше.
– Ну вот, теперь любуйтесь, – с гордостью показывает Роман свою работу, выполненную действительно вручную от первого шага и до последнего. – Изображение – чистое серебро!
С каждой секундой стекло становится все более прозрачным, и вот уже на нем проявляются глаза, контуры лица, прическа… Но как будто все это не сейчас, а лет сто назад. Хочется скорее взять хрупкое фото в руки, чтобы убедиться, что оно реальное, но Роман останавливает:
– Это еще не все. Изображение надо просушить хорошенько, а потом покрыть лаком – из смолы дерева сандарак, такое растет в Марокко. Если прямо сейчас пальцем провести по стеклу, снимок тут же сотрется.
Планов громадье
– Метод, которым я увлекся, безумно интересен мне еще и как историку, – поясняет Роман, – ведь его применил во время Крымской войны в 1855 году первый в мире военный фоторепортер Роджер Фентон. Он фотографировал на поле боя англичан, солдат и офицеров, и хотя эта съемка была постановочной, а не настоящей репортерской, все равно уникальные снимки были сделаны именно на территории Крымского полуострова и сохранились до наших дней. Сейчас фотостекла с изображениями Крымской войны находятся в библиотеке конгресса США.
Методом амбротипии он снимает в основном этнографические портреты. Создавать такие в Крыму сам Бог велел, столько тут разных национальностей. Но для реализации масштабного этнопроекта нужны единомышленники и немалые деньги. Понимая эксклюзивность такого фото (в одном-единственном экземпляре, тиражировать невозможно), работами Романа интересуются чаще коллекционеры и, как правило, на Западе. На весь мир фотохудожников-амбротипистов около трех сотен: несколько десятков живут в США, по одному–два – в странах Европы. Почти с каждым евпаториец наладил контакты, даже с современным гуру амбротипии – Марком Остерманом, которого считает своим учителем. И уже у самого Романа Кравченко нашлись последователи – Владимир Ворк из Черновцов и севастополец Максим Благой.
Что такое амбротипия
Амбротипия (греч. ambrotos – «бессмертный») – фотографический процесс, изобретенный и опубликованный в середине 1850-х годов английским ученым Фредериком Скоттом Арчером. Вариант коллодионного процесса (метод «Мокрый коллодионный процесс»): в результате съемки получается стеклянный негатив, а как позитив он смотрится тогда, когда накладывается на черный фон.
Роман Кравченко родился в 1957 году, он профессиональный историк и фотограф. Специализация: этнографический портрет, исторические процессы фотографии, Крымская война (период 1854 – 1855 годов). Первый оператор-амбротипист в Украине. Девять лет увлекался подводной фотосъемкой. Участник всеукраинских и международных фотовыставок.
Виктория СЕРЕБРЯНСКАЯ. Фото автора. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №19(18801) от
19/2/2013 :: Содержание номера |