О кружке молока с горбушкой хлеба ХЛЕБ, а с ним, пожалуй, и молоко – всему голова. Эти продукты сегодня служат своеобразным индикатором благополучия продовольственной корзины. Поэтому в продолжение разговора о местном производстве молочных продуктов и хлебобулочных изделий корреспондент «ЕЗ» встретился с руководителями одного из магазинов по улице Некрасова. БЕСЕДА дала изрядное количество информации для размышлений. Пожалуй, у местных производителей-пищевиков есть неплохие шансы для развития, сохранения и увеличения количества рабочих мест, а значит – и пополнения бюджета. Спрос на изделия гормолзавода и хлебокомбината будет высоким, если их коллективы смогут удержать качество на должном уровне.
«Каравай-каравай» – чей угодно выбирай?
ОКАЗЫВАЕТСЯ, не хлебом единым прочно удерживал свои позиции наш хлебокомбинат... Уже два года, как торты, изготовленные под маркой «Крымхлеб», исчезли с прилавков выбранной мной торговой точки. Местные бисквиты не производятся, а кондитерские изделия филиалов этой фирмы из Бахчисарая или иных цехов не стали полноценной заменой прежнего изобилия. Вот и поселились на наших полках всякие торты из иных мест. Смотришь на этикетку – а украшение праздничного стола прибыло из Черкасс или Запорожья!
Можно было бы завершить тему производства тортов, если бы меня не ошеломили цифры. В этом магазине, как и в некоторых других гастрономах, принято организовывать праздничные акции – на 8 Марта, на Пасху, и обязательно – на Новый год. Последний подобный «День сладкоежки» показал, что только в одном-единственном этом магазине покупатели приобрели тортиков на 12 тысяч гривен! Жаль, что такие объемы проходят мимо хлебокомбината: мне казалось, что подобные изделия реализуются раза в три меньше…
Конечно, можно было бы порадоваться за черкасских кондитеров, но неизбежно возникает вопрос: почему у нас не сохранили условия для выпуска евпаторийских заводских пирожных? Ко многим дням рождения можно было заказать на хлебозаводе эксклюзивные изделия весьма хорошего качества. Услуга была вполне доступной для работников бюджетной сферы и при должной раскрутке могла увеличить свою популярность.
Но вернемся к тем кирпичикам, которые составляют фундамент нашей кухни, – обычному хлебу. Уже лет пять, как торговое предприятие, выбранное нами в этот раз для примера, не возвращает хлебобулочные изделия, взятые на Евпаторийском комбинате. И сегодня практически все батоны и караваи в этом магазине – местного производства. Объем потребления сохраняется на уровне полутора тысяч гривен за сутки.
Такая ситуация была бы невозможной, если бы не верность вкусам, не постоянство покупателей, разбирающих хлеб с поддонов: и дешевый, и тот, что подороже. Слова администрации хлебокомбината не разошлись с делом: было обещано, что к февралю обеспечат выполнение заказов торговых предприятий по отгрузке социальных сортов хлеба «Добрый» и «Обеденный», и свое обещание выполнили. Практически с Крещения «Добрый» ржаной и пшеничный с массой 550 граммов по 2 гривне 40 копеек поступил в продажу не только по сети фирменной торговли. Имеет смысл напомнить нашим читателям, что ярлычок социального сорта обязывает делать минимальные наценки при производстве и продаже данного вида изделий. Например, магазин сам платит за «Добрый» два тридцать, а реализует – за два сорок… Буханка «Обеденного» потяжелее – она весит 650 граммов, и стоит такой пшеничный экземпляр для покупателя три гривны сорок копеек. В целом анализ спроса свидетельствует, что у местного хлебокомбината соотношение «цена – качество» практически оптимальное, и непосредственно по хлебу наши заводчане могут перекрывать линейку ассортимента. Конечно, не бывает идеальных условий, например, в магазине на Некрасова летом обнаружили непропеченную буханку, внутри которой была клейкая масса, а осенью гражданин пожаловался на постороннее «включение», обнаруженное им в заводском хлебе (но этот случай документально не подтвержден).
Можно было бы посокрушаться, но от подобных ситуаций не застрахованы потребители местного хлеба в Симферополе, Киеве, Луганске точно так же, как и в Евпатории. Если за весь прошедший год чрезвычайные происшествия с хлебобулочными товарами в магазине с большим объемом реализации были лишь в июле и октябре, то с такими поставщиками ведь вполне можно работать, не так ли?
Еще одна вроде бы мелочь обратила на себя внимание во время беседы с директором гастронома: в этом магазине хлеб упаковывают бесплатно. Никаких инструкций на этот счет нет. Например, в киосках фирменной торговли хлебокомбината за пакеты берут деньги, а здесь идут на определенные расходы ради культуры отношений с клиентами (хотя, как правило, потребители этого не замечают). Бесплатные для покупателей пакеты имеют свою цену, и в месяц из прибыли предприятия на эти цели уходит в среднем 400 гривен.
В устье молочной реки
О МОЛОЧНЫХ «проблемах» корреспондент «ЕЗ» постарался поговорить подробно с представителями предприятий розничной торговли, которые, несомненно, существенно влияют на объемы потребления, поэтому в беседе с представителями малого бизнеса были затронуты вопросы продажи молока и его производных.
К сожалению, претензий к качеству этого товара, в отличие от продукции хлебопеков, накопилось множество.
В частности, уже в 2013 году про¬изошел «всплеск» замечаний к качеству сметаны. К этому виду продукции предъявляли претензии и по вкусу («сметана у вас с горечью»), и по внешнему виду – возвращая тару, покупатели показывали сверху какую-то пленку. О сливочном масле, наоборот, работники торговли слышали лишь похвальные отзывы. Однако «евпаторийское» отличается нестабильностью поставок (то его производят на гормолзаводе, то – нет), и любители стабильности приобретают продукцию других производителей… Вне конкуренции фишка гормолзавода – «Симбивит». Он пользуется хорошим спросом. В целом же, какой-то один из заводов не занял монопольного положения у горожан – у нас продается продукция из Николаевской области, Сак, Красногвардейского… У всех пищевиков есть своя группа поддержки.
Предприниматели уверяют: еще пять лет назад гости курорта целенаправленно приобретали продукцию местную, спрашивали, какие новинки поступили в продажу. Теперь прежнего ажиотажа нет, и это пугающая тенденция. Про нашу ряженку говорят порой обидное «после нее стакан мыть не надо!», то кефир охарактеризуют саркастически – мол, кислая вода, а не то, что написано на этикетке… Мы не собираемся утверждать, что другие производители безгрешны. Сам однажды вытащил из творога красногвардейского производства обрывок упаковочной бумаги, слышал и о других казусах… Но нас ведь должно волновать не привозное, а качество собственного продукта, без всяких кавычек!
Из года в год спрос на «молочку» сокращается. Теперь уже сложно представить, но лишь один отдел три года тому назад отпускал за смену товара на полторы тысячи гривен. В килограммах изменения еще заметнее, поскольку уровень цен в 2010 году был иным.
Возможно, доверие к натуральным продуктам, возвращение к прежним нормам потребления молочных продуктов – это дело ближайшего будущего. Хотелось бы, чтобы к тому времени сохранилось собственное производство. Закрыть что-либо в нашей стране гораздо проще, чем возродить или открыть заново. Поэтому, пока существует возможность есть свой хлеб и пить не привозное молоко, ею надо дорожить. А чтобы составить реальную картину происходящего, нужна информация, необходим диалог потребителей и производителей.
Если у вас есть факты, идеи и предложения, касающиеся развития производства хлебобулочных изделий и молочного ассортимента в нашем городе – пишите на адрес редакции «ЕЗ», с мнением горожан мы постараемся познакомить представителей всех заинтересованных сторон.
Андрей БОНДАРЬ. Фото автора. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №12(18794) от
2/2/2013 :: Содержание номера |