Немного истории Еще в декабре 1880 года по инициативе жены члена евпаторийской таможни надворного советника Дмитрокопуло Екатерины Францевны любители сценического искусства, наняв два хлебных амбара, оборудовали их временно для театра, «устроив сцену и другие приспособления, снабдив их вентиляторами и оградив от пожара постановкою помпы и кадок с водой». Театр был достаточно приличен и имеет до двухсот мест для публики. Собрав любительскую труппу, люди эти два раза в месяц давали спектакли, преимущественно в зимний сезон – для разноплеменной местной публики. Они устраивали спектакли главным образом с благотворительной целью в пользу бедных горожан. И как сообщал начальству уездный исправник, «пьесы на любительских спектаклях преимущественно Островского... и вообще оригинальные спектакли публикою посещаются». Находился этот театр-амбар на улице Бульварной (ныне ул. Революции, территория сквера Коммунаров) и посещался он еще за тридцать лет до постройки каменного красавца театра... В летнее время на его сцене выступали заезжие труппы, пользовавшиеся большим успехом. Однажды к антрепренеру опереточной труппы Симферопольского театра, гастролировавшей в Евпатории, обратился для прослушивания уволенный «за либеральный образ мыслей» учитель местного училища Константин Иванович Михайлов-Стоян. Впоследствии, окончив Петербургскую консерваторию, К.И. Михайлов-Стоян стал одним из лучших теноров России, педагогом и режиссером, собирателем и пропагандистом песенного творчества славянских народов, а в 1908 году при содействии передовых представителей русской культуры и Болгарского музыкального союза организовал в Софии товарищество «Болгарска оперна дружба», которое послужило основой для развития национального музыкального театра и способствовало постановке в Софии русских классических опер. Он начал с простеньких романсов на ветхой сцене любительского евпаторийского театра, но затем были партии Манрико в «Трубадуре» Верди, Бояна в «Руслане и Людмиле» Глинки, Князя в «Русалке» Даргомыжского, Фауста в «Фаусте» Гуно... Он стал первым в России исполнителем партии Канио в опере Леонкавалло «Паяцы», а исполнение им роли Германа в «Пиковой даме» было высоко оценено П.И. Чайковским.
Любительский театр просуществовал, несмотря на совершенно непрочное финансовое обеспечение, почти восемнадцать лет. Пока однажды не сгорел.
В новом евпаторийском театре было все, кроме собственной драматической труппы. Но любящие театр люди в городе оставались, и в новом театре, как и в прежние времена, стали организовывать благотворительные спектакли силами актеров-любителей из Артистического общества. Нередко на такие вечера приглашались и профессиональные актеры, отдыхавшие в Евпатории.
И таких концертов, объединявших любителей и профессиональных актеров, в нашем театре проходило немало. Организовывались они силами литературно-артистического общества, насчитывавшего более ста человек. А для небольшого городка это немало!
Суровые годы революции и Гражданской войны изменили многое. Кому был нужен театр? Но даже в эти годы нашлись люди, которым снова захотелось выйти на сцену. В городе была создана драматическая труппа товарищества «Театр Актера». С большим успехом в городском театре прошли спектакли «Вера Мирцева», «Профессор Сторицын», «Осенние скрипки», «Школьные товарищи», «Война». Театр был полон, как тогда писали – «спектакли прошли при полных сборах». И не из этого ли товарищества вышел на большую сцену и стал актером гимназический друг Ильи Сельвинского Шуня Зонне? Шунька Зонненштейн, он же И.С. Зонне, актер Ленинградского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина и впоследствии режиссер Большого драматического театра им. М.Горького в Ленинграде.
Сколько их было и скольких мы еще не знаем... В 1937 году, к столетию со дня гибели А.С.Пушкина, театру присвоено имя великого русского поэта. След драматической труппы городского театра теряется тоже в страшном 1937 году... Последнее упоминание о ней относится к июню этого года: евпаторийская газета «Коллективист» опубликовала рецензию на спектакль «Проделки Скапена». В спектакле «участвовали артисты Солодуха, Никитин, Семаков, артистка Решефф», упоминается в заметке и «оркестр из трех человек». Известна и фамилия художественного руководителя труппы евпаторийского театра – Майер. Больше о людях, демонстрировавших в 30-е годы местной публике весьма приличный репертуар (Ф.Шиллер «Коварство и любовь», А.Островский «Без вины виноватые» и «Бешеные деньги», М. Горький «Последние», А. Финагенов «Волчья тропа», Д. Фурманов «Мятеж», А. Корнейчук «Банкир», В.Гусев «Слава»), нам не известно ничего…
Есть версия, что уцелевшие в период репрессий актеры этой труппы пополнили коллектив симферопольского Крымского академического русского драматического театра имени М. Горького.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №10(18792) от
29/1/2013 :: Содержание номера |