Евпаторийская здравница
| ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты | Редакция | Подписка | Реклама |
Евпаторийская здравница - Небосклон для новых звезд

ГЛАВНОЕ
Евпатория день за днем
Репортаж
Лента новостей
Эхо события
ОБЩЕСТВО
Жизнь города
Под острым углом
Курортный сезон
Люди твои, Евпатория
Образование и наука
Культура
Спортивная мозаика
СПЕЦПРОЕКТЫ
Актуальное интервью
Прямая линия
Депутат без политики
Тур выходного дня
ОФИЦИАЛЬНО
Городской совет
Решения
Сообщения
Выборы-2014
Партийная жизнь
РАЗНОЕ
Мини-интервью
Здоровье
Природа и мы
Потребитель
Происшествия
Коммерческая информация

Президент России

Правительство России

Государственный Совет Республики Крым

 

Культура


Небосклон для новых звезд

Фестиваль театрального капустника обещает стать настоящим культурным событием года

О возможностях, которые открываются с момента реализации этой перспективной идеи, рассказывает ее автор – заместитель городского головы Сергей СТРЕЛЬБИЦКИЙ.

– Сергей Валентинович, как родилась задумка под названием «Фестиваль театрального капустника имени Фаины Раневской».

– Начнем с того, что меня эта тема волнует давно. Не только, конечно, личность самой Фаины Георгиевны (которая по паспорту, вообще-то, была Фаиной Григорьевной), а, в основном, вопросы – почему в очень «театральной» Евпатории нет своего драматического коллектива, почему наш прекрасный городской театр до сих пор остается на 99,9 процента лишь сценой для гастрольных трупп?

Еще с времен, когда я работал в МДЦК «Золотой ключик» и сам тесно соприкоснулся с искусством лицедейства, меня не покидает мысль: было бы здорово возродить профессиональную труппу! Не дело, что в театре мало представлено собственно «театральное» направление. Даже регулярные визиты в Евпаторию «горьковцев», спектакли Севастопольского театра имени Луначарского положения дел не меняют. Помните, в конце 80-х – начале 90-х годов на базе нашего театра ежегодно проходил хороший, по-моему, фестиваль «Рампа дружбы»? Так вот еще он, пристанище взрослых актеров-любителей, убедительно доказал: на подмостках театра, «красивейшего на юге после Одесского оперного», должны работать не только заезжие, но и свои служители музы Мельпомены!..

– Итак, Сергей Валентинович, каким должен стать первый шаг к осуществлению мечты?

– Первый, на мой взгляд, удачный шаг сделали сотрудники Евпаторийского отделения Крымской филармонии во главе с Людмилой Григорьевной Юдицкой. Новогодние мюзиклы, которые коллектив ставит на протяжении трех последних лет, смотрятся весьма прилично. Следующим шагом в данном направлении мог бы стать… фестиваль театрального капустника.

Это ни в коем разе не повторение КВНов, как может кому-то показаться. КВН (который, как считается, – производное от театрального капустника) я люблю, но отношусь к нему несколько настороженно. Не понимаю, когда люди, блиставшие в командах веселых и находчивых, пытаются потом позиционироваться в качестве артистов-профессионалов. Всегда считал и сейчас считаю, что актерскому искусству нужно точно так же учиться, как и любой другой профессии. Если ты сыграл в нескольких спектаклях или композициях, научился ходить по сцене, это совсем не значит, что уже можно причислять себя к великим актерам.

Жанр театрального капустника – демократичен. Капустник – творческий Клондайк и для спецов, и для аматоров, простор для импровизаций. Помню, когда сам играл на сцене, обожал участвовать в таких веселых сценках, пародиях, без которых не обходился ни один фестиваль. А какие капустники транслировало иногда советское телевидение! Как хорош «Приют комедиантов» на канале РТР! Это же здорово, интересно, когда профессиональные актеры юморят, копируют кого-то из друзей, рассказывают реальные смешные случаи из жизни, да и приврут – недорого возьмут… Вот я и подзадорил руководителей евпаторийских театральных коллективов: а слабо нам замахнуться на фестиваль капустников? Давайте докажем, что не слабо.

В 2011 году осуществить проект не получилось. А прошлой весной мне на глаза попадается статья в «Евпаторийской здравнице», из которой я с удивлением и радостью узнаю, что во время сезона 1918 – 1919 годов в труппе нашего театра выступала юная (впоследствии – легендарная) Фаина Раневская – гений пародии, юмора, сатирической импровизации, то есть основ любого капустника!

В книге Глеба Скороходова «Разговоры с Раневской» приводится рассказ Павлы Леонтьевны Вульф – любимой наставницы Раневской – о начале работы ее ученицы в Крыму (сначала в Евпатории, затем в Симферополе): «Фаина Георгиевна Раневская вступила в труппу Евпаторийского театра после дебюта в роли Маргариты Каваллини в пьесе «Роман». Я готовила ее к дебюту, занималась с ней этой ролью. И потом в течение всей творческой жизни этой замечательной актрисы все ее работы я консультировала и была строгим, но восхищенным ее огромным талантом педагогом. Работая над ролью Каваллини с Раневской, тогда еше совсем молоденькой, неопытной актрисой, я почувствовала, каким огромным дарованием она наделена. Но роль Маргариты Каваллини, роль «героини», не смогла полностью раскрыть возможности начинавшей актрисы. Зато в этот же первый сезон в Крыму Фаина Георгиевна сыграла роль Шарлотты в «Вишневом саде» А. П. Чехова, и сыграла так, что это определило ее путь как характерной актрисы и вызвало восхищение ее товарищей по труппе и зрителей. Как сейчас вижу Шарлотту-Раневскую. Длинная, нескладная фигура, смешная до невозможности и в то же время трагически одинокая. Какое разнообразие красок было у Раневской — одновременно огромное чувство правды, достоверности, чувство стиля, эпохи, автора. И все это у совсем молоденькой, начинавшей актрисы. А какое огромное актерское обаяние, какая заразительность! Да, я по праву могла тогда гордиться своей ученицей».

А сама Раневская говорила: «В то лето Павлу Леонтьевну пригласили на сезон в Евпаторию. У антрепренера она выхлопотала мне дебют. В трехэтажном Евпаторийском театре, казавшемся мне гигантским, — он и сейчас мирно стоит на площади, уже никого не поражая своими размерами, – состоялось мое первое выступление в большой настоящей роли».

Получается: в сентябре 1918 года, 95 лет назад, на сцене Евпаторийского театра… родилась Раневская-актриса! Сопоставив все это, я понял: фестиваль театрального капустника должен носить имя Фаины Раневской. Вдруг он станет ступенью в будущее еще кому-нибудь из даровитых молодых актеров? Вдруг нам удастся зажечь на театральном небосклоне новую звезду?

– Вы уже продумали, наверное, как именно должен проходить фестиваль капустника?

– Разумеется. Причем помогло определиться опять же творчество Фаины Раневской. Все, кто с ним знаком, знают, насколько оно было многогранно. Ведь она прекрасно рисовала шаржи, поражала искрометностью и глубиной спонтанных высказываний, блестяще импровизировала. Чем не «домашние задания», конкурсы для потенциальных участников фестиваля? Знаете, например, что такое «облысение», по мнению Фаины Георгиевны? Она говорила: «Это медленное, но прогрессивное превращение головы в попу. Сначала по форме, а потом и по содержанию».

А как она литераторов и журналистов пародировала – блеск! Однажды, желая позабавить Павлу Леонтьевну, написала пародию на известную и популярную во всем СССР журналистку, корреспондента «Известий» Татьяну Тэсс. Назвала опус «Благородный поступок». Хотите, прочту? Оцените.

«Деревья были старые и больные. Обреченные на скорую смерть, они вызывали сострадание и усиливали ощущение тихой грусти, неизменной в душе человека в глухую осень. Поваленные буреломом сосны улеглись на плюше мха, от реки шел ветер, он пошевелил кроны и спугнул дятла, переставшего методично стучать. Солнце медленно уплывало за горизонт.

Андрей ждал Галю в условленном месте – у опрокинутой скамьи. Вдруг внимание его привлекло что-то темное, лежавшее на дорожке, усыпанной гравием. Андрей подошел к этому предмету. Глазам его представилась калоша. Новая, возможно, одеванная единственный раз. Он держал в руках чужую калошу, так неожиданно ворвавшуюся в его жизнь. А Галя все не шла. У него мелькнула безумная мысль: не дожидаясь Гали, отнести калошу в бюро находок...»

– Здорово! Если участники фестиваля театрального капустника смогут хоть чуть-чуть соответствовать подобной «планке» качества юмора – цены не будет такому фестивалю.

– Будем надеяться, что все получится как надо. Хотя бы в память о гениально острой на язык актрисе. Я думаю, имя Фаины Раневской привлечет в театральных кругах внимание к подобному фестивалю.

Идею всесторонне поддержали министр культуры АРК Алена Плакида и городской голова Евпатории Андрей Даниленко. За помощью в организации фестиваля непременно обратимся к руководству крымских театров имени Горького и имени Луначарского. В сентябре, в разгар бархатного сезона, можно будет собрать на представления и изысканную публику – в вечерних платьях, во фраках…

– А сами стариной не тряхнете, Сергей Валентинович? У вас ведь здорово когда-то все на сцене получалось…

– Почему же нет? Поиграю, конечно!

Беседовала Татьяна ДУГИЛЬ.


Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №10(18792) от 29/1/2013

:: Содержание номера

 
Письмо в редакцию | ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты |

© 2012-2015 «Евпаторийская здравница»
Использование материалов сайта приветствуется при наличии ссылки на «ЕЗ»