Андрей ДАНИЛЕНКО: «Я хочу уже сейчас пригласить в Евпаторию гостей» НЕСМОТРЯ на то, что зима в самом разгаре, в Евпатории активно готовятся к предстоящему курортному сезону. В конце года были подведены итоги лета-2012 и намечен конкретный план действий, включающий в себя более 200 мероприятий. Чтобы «держать руку на пульсе», городские власти проводят ежегодное анкетирование отдыхающих. Результаты позволяют наметить общие тенденции, определить «горячие точки» сезона, провести работу над ошибками. ЧТО же особенно волнует наших гостей и как руководство города учитывает полученную информацию, мы попросили прокомментировать городского голову Андрея ДАНИЛЕНКО.
– Андрей Петрович, как давно проводятся подобные анкетирования и каков контингент опрашиваемых?
– Мы проводим такие опросы уже шестой год подряд. В этом году было распространено рекордное количество анкет – более пяти тысяч. Из них 2630 анкет заполнили гости, прибывшие в Евпаторию по путевкам, а 376 анкет – неорганизованные отдыхающие.
Традиционно наш курорт является наиболее востребованным для семейного отдыха. Это хорошо видно по результатам опроса. Семьями к нам приехало в прошлом году 58,7% отдыхающих, с друзьями – 26%, самостоятельно – 15%. Если сравнивать статистику за шесть лет, то эти показатели немного меняются, но общая тенденция сохраняется. Мы позиционируемся как курорт с широким спектром предоставления услуг, в том числе и для семейного отдыха.
В 2012 году большая часть опрошенных в Евпаторию приехала не впервые (58,4%). Это говорит о том, что наш город знают. Очень важно, на мой взгляд, что 21,6% из них отдыхали на нашем курорте более трех раз. Это наш «золотой фонд», люди, которые любят и ценят Евпаторию и осознанно делают свой выбор в ее пользу несколько лет подряд. Чуть меньше гостей (20,8%) приехали сюда во второй раз. 41,6% побывали в Евпатории впервые, что свидетельствует о заметной рекламной кампании, которая помогла привлечь дополнительное количество отдыхающих.
Опрос свидетельствует, что постепенно интернет становится главным источником информации для выбора места отдыха. 42,6% опрошенных сведения о городе почерпнули именно из всемирной сети. По-прежнему актуальным остается «сарафанное радио»: 39,6% получили информацию о Евпатории от родственников и друзей. Остальные узнали о курорте из СМИ и через турфирмы.
– Интересно, какой вид транспорта предпочитают наши гости? Видимо, поезд?
– Не угадали. Большинство участников опроса (60,5%) в Евпаторию приехали на автомобилях. В 2011 году этот показатель был примерно таким же – 59,5%. Можно говорить об устойчивой тенденции, которая влечет за собой серьезные изменения во всей инфраструктуре города. Людям стало удобнее добраться в Евпаторию на машине. Это связано, во-первых, с высокой стоимостью билетов на поезда и самолеты. Сегодня семье из пяти человек, например, из Москвы, выгоднее приехать к нам на собственном автомобиле, заплатив только за бензин. Во-вторых, это еще связано и с тем, что у нас большие участки пляжей свободны и расположены как бы за активной зоной города. Туда удобно подъехать на автомобиле.
Уверен, что поток автомобилей в сезон с каждым годом будет только расти. Уже сейчас надо думать об организации стоянок и парковок, расширении дорожного полотна, оптимизации дорожного движения в городе. С одной стороны, мы должны создать все условия для автомобилистов, с другой – оградить курортную зону от засилья транспорта.
Эти показатели говорят и о том, что нужно продолжать ремонт дорог, устанавливать дополнительные дорожные знаки.
Увеличилось и количество людей, прибывающих к нам воздушным путем. В 2010 году их было 3,7%, в 2011-м – 10,5%, а в 2012-м – уже 26,37%. И этому тоже есть объяснение. Сегодня аэропорт «Симферополь» увеличил количество рейсов. Это сразу отразилось на статистике.
Возрастает и число гостей, прибывших на автобусе (6,6%). А вот количество пассажиров железной дороги уменьшается. Если в 2010 году поездами, по данным опроса, прибывал 61% отдыхающих, то в 2011 году – 25%, а в 2012 году – только 7%.
– Что у нас отдыхающим нравится? И что именно они критикуют?
– Из того, что больше всего запомнилось на курорте, гости отмечают «Летние вечера на Караимской» (29,2%). В 2010 году этот показатель составлял 27,3%, в 2011 году – 25,8%. На втором месте – концерты классической музыки (18,6%). И лишь на третьем месте – море и пляж (9,7%). Далее следуют экскурсии по Евпатории, набережная, посещение дельфинария и аквариума.
Это абсолютно объективные показатели. Напомню, что в рейтинге журнала «Фокус» Евпатория заняла 4-е место в Украине в сфере культуры.
Радует, что 16,1% тех, кто участвовал в анкетировании, понравилось все.
А критикуют нас, прежде всего, за плохие дороги (21,7% опрошенных). Правда, этот показатель с каждым годом снижается. Я уже неоднократно пояснял, что за счет городского бюджета данную проблему не решить. Ежегодно в Евпатории капитально ремонтируются большие объемы дорожного покрытия за счет республиканского бюджета. Но все равно средств не хватает, чтобы сделать все и сразу.
Не очень нравится гостям наш сервис (18,9%). К сожалению, этот показатель растет из года в год. Это говорит о том, что наши предприниматели так и не научились качественно обслуживать отдыхающих. Парадокс: мы организуем и проводим специализированные семинары с участием европейских специалистов для работников отельного и ресторанного бизнеса, а приходят учиться единицы. Все остальные, видимо, уверены в собственной непревзойденности. Увы, это характерно для всех крымских городов. Надо менять психологию людей. Все страны, живущие туризмом, демонстрируют совсем другой подход: активное гостеприимство, желание учиться всему новому и умение так угодить гостю, чтобы ему захотелось приехать еще раз.
Не радуют отдыхающих и высокие цены (15% опрошенных), мусор (13,6%) и стихийная торговля (9%). Любопытно, что все не понравилось только 0,24% от заполнивших анкеты. Ни один человек не пожаловался на грязные пляжи и проблемы с водой, хотя ранее эти проблемы отмечали. До 1% сократились жалобы на городской транспорт, до 2% – на шум.
– Традиционный вопрос анкеты: чего не хватает в Евпатории?
– 18,2% опрошенных считают, что всего хватает. Далее мнения разделились. Наши гости предлагают увеличить количество общественных туалетов (11,3%), и я с ними полностью согласен. В прошлом году мы планировали это сделать, но не все получилось. Открылись новые туалеты на автовокзале и в парке Фрунзе. Но этого, конечно, мало. К сезону откроем еще пять общественных туалетов: два – на улице Симферопольской и три – в курортной зоне. Думаю, что это снимет остроту проблемы. 10,7% гостей просят отремонтировать набережную им. В.Терешковой. Мы планируем сдать первую очередь к открытию курортного сезона. О необходимости ремонта дорог нам напоминают 10,5% отдыхающих.
Не хватает коммунальных пляжей. Это отметили 9,4% из тех, кто отвечал на вопросы. В данном направлении мы тоже работаем. Напомню, в прошлом году открыли два новых коммунальных пляжа на набережной Горького, в нынешнем – запланировали еще один пляж. Все пляжи, на которые заканчиваются договоры аренды с коммерческими структурами, мы будем переводить в статус коммунальных.
Последнее анкетирование выявило еще одну интересную тему. Наши продвинутые гости хотят больше зон Wi-Fi (9,4%). Будем думать, как это сделать. К сожалению, не во всех гостиницах, санаториях, пансионатах и кафе существует беспроводной интернет. Еще отдыхающие хотят больше парков, детских кафе. Неожиданно для нас 3,8% опрошенных хотят видеть в Евпатории рестораны быстрого питания «Макдоналдс». Просят нас также построить зоопарк – и этот вопрос уже в стадии решения.
Хочу отметить, что опрос отдыхающих – очень хороший показатель нашей работы. Например, в 2011 году о необходимости оборудования остановок общественного транспорта говорили 14,7% опрошенных. В прошлом году мы установили 25 остановочных павильонов, и теперь их нехватку отметили лишь 0,06% отдыхающих. Тем не менее, мы завершим эту работу и в нынешнем году установим еще около десяти павильонов. Ведь это необходимо не только нашим гостям, но в первую очередь жителям.
– Какие предложения высказывали гости?
– Предложений много. Если смотреть по инфраструктуре, то это благоустройство привокзальной площади, создание досуговых центров для детей, звукоизоляция ночных клубов, подземная дорожная развязка, новые трамваи, организация мест для курения, строительство футбольного стадиона.
В числе пожеланий по улучшению сервиса – бесплатные шезлонги на пляжах, движение маршруток в вечернее время, свободная продажа билетов на поезда, создание морского маршрута «Евпатория – Ялта», снижение цен на питание, жилье, услуги и развлечения.
Отдыхающие по путевкам хотят больше процедур, обновления материальной базы санаториев, улучшения качества питания, большей рекламы о проводимых в городе мероприятиях.
Люди с ограниченными возможностями просят обеспечить безбарьерный доступ во все предприятия и учреждения города, а также предусмотреть общегородской транспорт для инвалидов в колясках, обустроить подъезды к морю.
Все эти предложения сейчас изучаются, некоторые из них уже в работе. Другие требуют длительного времени для реализации и значительных финансовых ресурсов.
Отдельная тема – озеро Мойнаки, грязелечебница. Наши гости предлагают облагородить и обустроить берег лимана, а также восстановить отпуск грязевых процедур. Хочу напомнить, что над этой проблемой мы работаем постоянно. Реализация проекта «Золотое кольцо здоровья» позволит привести в порядок территорию вокруг озера, обустроить лечебные пляжи, спортивные площадки и тропу здоровья. Сложнее обстоит дело с самой грязелечебницей, которая находится в собственности ЗАО «Укрпрофздравница». Мы неоднократно обращались в самые высокие инстанции, в том числе и к президентам страны, с просьбой передать «Мойнаки» в собственность города. Однако вопрос остается открытым.
– Какие общие для туризма тенденции позволил выявить опрос?
– Мы еще раз убедились, что большинство гостей приезжает к нам не более чем на две недели (46,6%). До трех недель отдыха в Евпатории могут позволить себе 23,7% опрошенных, а 21,5% отдыхающих вынуждены ограничиться недельным нахождением на курорте. Все это говорит о сокращении времени пребывания на отдыхе. Соответственно следует менять программы лечения и оздоровления, приспосабливая их к более коротким срокам.
Еще одна важная составляющая евпаторийского курорта – лечебная. Даже летом хотят лечиться 34,6% опрошенных. Так что природные лечебные факторы и лечебная база остаются мощным притягательным фактором.
По-прежнему высоким остается количество российских туристов (45,6%). Это непременно следует учитывать, как и то, что с каждым годом растет число гостей из других государств (7,9%).
– Постоянные отдыхающие – из тех, которые каждое лето приезжают в Евпаторию, с нетерпением ждут новинок. Прошлым летом хитами стали дельфинарий и кафе еврейской кухни. Чем порадует их город-курорт в новом сезоне?
– Прежде всего, это музей истории Крымской войны, который открылся в октябре. Его экспозиция пополняется новыми экспонатами и совершенствуется технически. К лету вблизи него откроется еще один музей – «Пиратов Черного моря»: не претендующий на академичность, но тоже по-своему интересный. Еще один подарок гостям от курортной Евпатории – новый бювет с минеральной водой «Керкинитида», который откроется на Дувановской. Так что новинки будут, как и уже традиционные летние вечера на Караимской, сезоны высокого искусства, фестивали и праздники.
Я хочу уже сейчас пригласить в Евпаторию гостей. Ведь отдых нужно планировать заранее: распределить время и ресурсы. Мы со своей стороны активно готовимся к сезону, работаем над ошибками и тщательно анализируем мнения, высказанные пятью тысячами наших отдыхающих. Хочу сказать, что и зимой в Евпатории можно также отлично отдыхать и оздоравливаться. Наш курорт хорош в любое время года!
Интервью вела Елена ГАРМАШОВА Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №7(18789) от
22/1/2013 :: Содержание номера |