В государстве нет ни эллина, ни иудея Прочерк в графе «национальность» как символ соборности
ХОЧУ сразу сказать о том, что слова в заголовке не имеют никакого отношения к Посланиям Апостола Павла (Галатам, гл.3 и Колоссянам, гл.3) потому что вырваны из контекста. Ныне модная фраза используется по-разному и привлекла мое внимание лишь по причине регистрации в аппарате Верховной Рады 20 декабря 2012 года законопроекта №1133. Все желающие могут ознакомиться с документом, предусматривающим норму о записи в свидетельстве о рождении ребенка национальность, в сети интернет.
ПРИБЛИЖЕНИЕ государственной даты Дня соборности Украины навеял мысли о том, что ликвидация пресловутой «пятой графы», существовавшей и в школьных журналах, и во всевозможных анкетах эпохи Советского Союза – это благо. Когда-то меня корили за порчу документов – пребывая в комсомоле, помня о «новой исторической общности», я вместо национальности писал «советский человек» и даже пытался спорить с людьми в учреждениях, указывая примеры различия между обликом отдельных граждан, их фамилией и национальностью (по паспорту). Наверное, брежневским чиновникам было скучно слушать мою белиберду… По крайней мере, общение с «органами» проходило по совсем иным причинам и поводам.
Объединять людей, заставлять работать принцип соборности должны совсем другие факторы, нежели национальность, цвет кожи, глаз и волос или принадлежность к какой-либо религиозной конфессии, - тогда общность будет достаточно неуязвимой в момент социальных бурь и потрясений в экономике. К сожалению (как я оцениваю прошлое), попытка создания «советского человека» без различия по национальному признаку провалилась.
Государство, однако, не может существовать без граждан, которым требуется механизм, пусть и ограничивающий личную свободу, но гарантирующий исполнение некоего свода законов. В эпоху глобализма гражданство и национальность показывают нам причуды, напоминающие гримасы. Наверное, многие слышали о получении российского гражданства креативным творческим человеком по фамилии Депардье. Несомненно, мсье Жерар в графе «национальность» будет обозначен французом. А что будет, если спортсмены – афроевропейцы захотят тем же способом, что и господин Депардье, уйти от высоких французских налогов? В СМИ часто мелькают образы французов алжирского или ливанского происхождения, а как это будет выглядеть на наших черноземах?
Только на первый взгляд кажется, что мы уходим от темы законопроекта №1133, разработанного народным депутатом от «Батькивщины» по имени Олег Канивец.
В свидетельстве о рождении, выдаваемом во времена СССР, национальность младенца не указывалась – до получения паспорта в 16 лет ребенок был «детской национальности» и только по достижении юношеского возраста обретал право назваться по национальности отца или матери. Кстати, не задокументировано, но я знаю примеры, когда в паспорте появлялась отметка, не имеющая ничего общего с происхождением родителей. Кстати, по переписи в СССР зафиксировано в 1989 году в общей сложности 128 названий, а в РФ в 2010 году графа «национальность» была заполнена 1840 вариантами. Поразительно? В различных интернет-изданиях указываются случаи с такой самоидентификацией граждан России, как «чухонец», «помесь», «эльф», «скобарь», «скиф» и так далее…
После ознакомления с подобной информацией невольно возникает вопрос, зачем было принуждать людей задаваться вопросом: «А кошка тоже еврей?», как это случилось с Оськой в произведении Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Не успели высохнуть чернила на поданном законопроекте, как появились пожелания отдельных предусмотрительных граждан о необходимости уточнений в формулировках. Вдруг, например, все-все во время переписи и получения свидетельства о рождении малыша окажутся украинцами? Есть предложения конкретизировать записи: украинец украинского происхождения, украинец бурятского происхождения, и так далее. Ведь получается, что если есть графа, то в нее будут для чего-то заглядывать? А вдруг читающему не понравится то, что он в этой графе увидит? Например, раньше хотели вступать в партию, а сейчас захотят записать национальность –будет ли это служить консолидации общества, росту гражданственности, укреплению не только патриотизма, но и толерантности? На мой взгляд – вряд ли.
Новое – это хорошо забытое. В прошлом составе ВР Украины был депутат от НУНС по фамилии Мойсик. Он в свое время ратовал за введение обозначения национальности гражданину нашей страны. Его инициатива не прошла и лишь вызвала довольно едкие замечания о выборе национальности по второму мужу, по отчиму и возможности иных экзотических способов самоидентификации.
Подводя итог размышлению у порога очередной годовщины Дня соборности, я хочу подчеркнуть, что рад многолетней дарованной мне возможности не задумываться о том, какой национальности окружающие меня люди.
Многие годы я и все мои сограждане нигде не вписывали какое-либо название в графу «национальность» и хочется верить, что так будет и впредь. В качестве аргумента «за» хочется воспроизвести мнение Гая Юлия Цезаря: «Пусть Бальбоа переехали в Рим из Испании иберами, ища пользы для себя, но что, кроме пользы, получил Рим от Бальбоа, ставших римлянами?». Пусть каждого человека знают сограждане по делам его, и не нужно будет указывать по любому поводу свою национальность. Пусть никто не скажет, что по одному представителю сложил мнение о целом народе и пускай люди ходят в гости друг к другу, открывая для себя мир национальной кухни, народных ремесел и этнокультуры, а колонки, графы, списки, - это все мы уже проходили.
Андрей БОНДАРЬ. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №6(18788) от
19/1/2013 :: Содержание номера |