Евпатория – город музеев «В ВОСКРЕСНЫЙ день с сестрой моей мы вышли со двора. «Я поведу тебя в музей!» - сказала мне сестра. Вот через площадь мы идем и входим, наконец, в большой красивый красный дом, похожий на дворец…» - данный стишок когда-то в детстве помог мне сформировать понятие «музей», пробудил интерес к «хранилищам времени». НЫНЧЕ в Евпатории функционируют 19 музеев - один государственный, один народный, десять музеев действуют на общественных началах при учреждениях и организациях, пять - частные. На учете в Министерстве культуры АРК стоят народный музей боевой славы воинов-интернационалистов, музей боевой славы Евпаторийской общеобразовательной санаторной школы-интерната, музей истории края в ЕУВК «Интеграл», музей трудовой славы Евпаторийского морского торгового порта, частный музей вина при ООО «Арсенал вин». В 2012 году подготовлены документы для постановки на государственный учет частныого музея истории и культуры крымских караимов им. С.И. Кушуль при национально-культурном караимском обществе «Кардашлар», частного музея «Одун-Базар-Къапусы» при ООО «Берекет», музея этнографии при КП «Крымскотатарский культурно-этнографический центр «Текие-дервиш», частного музея мировой скульптуры и прикладного искусства и музея истории здравоохранения при КУ «Детское территориальное медицинское объединение». Остальные музеи также проводят эту работу.
Как видим, детский курорт по праву может считаться «городом музеев». Правда, до Рима или Санкт-Петербурга маленькому городу еще далековато. Тем не менее, туристам в Евпатории не скучно. Хотите – убедитесь сами.
Евпаторийский краеведческий музей
ОСОБНЯК мавританского стиля на улице Дувановской, 11, в котором расположен городской краеведческий музей, был построен в 1912 году и принадлежал купцу Ю.М. Гелеловичу. Первую свою экспозицию для широкой публики музей открыл 20 июля 1921 года. Формировалась коллекция «Музея старины» за счет предметов археологии, нумизматики, фарфора, старинных книг и произведений искусства, реквизированных в домах состоятельных жителей города. С 1933 года определился и профиль музея как краеведческого. Таким он остается и поныне, за 90 лет став центром по изучению богатейшей истории Крыма. Сотрудники музея проводят научно-практические конференции, краеведческие чтения, обновляют экспозицию, устраивают различные выставки и совершенствуют экскурсионную деятельность, ориентируясь на подрастающее поколение, гостей и жителей города.
Экспонаты из Евпатории в советские времена постоянно становились ценнейшим пополнением экспозиций московских и ленинградских музеев. В 1988 году в одном из залов нашего музея была открыта диорама «Высадка Евпаторийского десанта 5 января 1942г.», созданная художником студии военных художников им. Грекова (г.Москва, заслуженным художником РСФСР В.Б. Таутиевым. В 2000 году напротив музея под стеклянным пирамидальным куполом был создан археологический комплекс «Северо-Западный пригород античного города Керкинитиды» (V - III вв. до н.э.).
Сегодня музей, коллектив которого многие годы возглавляет Татьяна Приднева, располагает 100 тысячами единиц хранения. Самой большой группой в музейных фондах является коллекция документов, хронологические рамки которой XVIII - XXI века. Большая часть коллекции - документы и комплексы, характеризующие жизнь города и горожан.
Группа хранения «Фотографии» насчитывает около 5000 предметов и отражает важнейшие вехи в жизни города и отдельных его граждан на протяжении почти полутора веков. Предметы быта, изделия декоративно-прикладного искусства, образцы русского и восточного фарфора, работы караимских и крымскотатарских мастериц золотого шитья являются вещественными свидетельствами жизни города в XVIII - XX веках.
В коллекции нумизматики представлены античные монеты городов Северного Причерноморья, Крымского ханства, Российской империи и зарубежных стран, ордена, медали, нагрудные знаки, принадлежавшие жителям Евпатории. В коллекции бон — бумажных денежных знаков — наибольший интерес вызывают боны Евпаторийской управы и потребительских обществ города, выпущенные в период 1916-1918 годов.
Гордостью фонда искусства являются акварели, выполненные академиком батальной живописи Н.С. Самокишем в 1920 году, а также работы евпаторийских художников - преподавателей гимназий города Г.Х. Бояджиева и А.Л. Оприца и ученика Н.С. Самокиша члена Союза художников Украины Ю.В. Волкова. Особое место в коллекции занимает портрет доктора С.И. Черкеса - работа академика Н.Химониса.
В коллекции фонда природы собраны чучела представителей степной и морской фауны, образцы растительности степи и города, палеонтологические останки древних животных. В группу «Оружие» входят образцы огнестрельного и холодного оружия со времен Крымского ханства до Великой Отечественной войны. Название группы хранения «Иконы» говорит о содержании этой части коллекции музея: самые ранние иконы, хранящиеся в музее, написаны в XVIII веке.
Богатая археологическая коллекция музея рассказывает об истории Керкинитиды, положившей начало Евпатории, греко-скифских поселений Чайка и Беляус, о средневековых кочевниках, и она охватывает хронологический период от каменного века до средневековья. В коллекции, сформированной на основе материалов археологических экспедиций 1896 - 2006 годов на территории не только античной Керкинитиды, но и всего Северо-Западного Крыма, представлены такие уникальные предметы, как четыре из восьми найденных в регионе рельефов с изображением отдыхающего Геракла. Собрание открыток дает представление об облике Евпатории начала XX века как торгового порта.
Большое место в экспозиции отведено истории евпаторийского курорта. Здесь можно увидеть интерьер кабинета доктора С.И. Черкеса, фотографии санаториев, личные вещи врачей, их научные труды. Интерес у посетителей вызывает экспозиция, посвященная истории формирования коллекции музея, в которой представлены одни из первых экспонатов — предметы и посуда из китайского и японского фарфора XIX - начала XX веков. Уникальны экспонаты этнографического отдела, особенно связанные с караимской общиной города, интересна также экспозиция, посвященная событиям Крымской кампании. Перед входом в музей расположена пара артиллерийских орудий редких образцов ранних нарезных систем второй половины XIX века. Во время Первой мировой войны батарея, вооруженная уже тогда устаревшими этими орудиями, прикрывала от неприятельских ударов евпаторийский порт. Сейчас орудия - любимое место детей и взрослых, желающих на их фоне сфотографироваться на память об отдыхе в Евпатории.
Музейные коллекции широко используются в выставочной работе. Ежегодно в музее проходят более 16 выставок из собственных фондовых коллекций, из коллекций других музеев и частных собраний. Музей в год посещают свыше 80 тысяч евпаторийцев и гостей города, для которых проводит более трех тысяч экскурсий. В том числе и под открытым небом – на регулярно обновляющемся вернисаже копий самых знаменитых живописных полотен «Шедевры мирового искусства». В том числе – во время работы передвижной выставки восковых фигур, не уступающей собранию мадам Тюссо. По понедельникам, вторникам, четвергам, и воскресеньям с 9.00 до 17.00 двери музея открыты для всех!
Музей истории Крымской войны
ФИЛИАЛ Евпаторийского краеведческого, Музей истории Крымской войны – самый молодой из городских «хранилищ времени». В конце октября 2012 года по троекратному сигналу корабельной рынды он был открыт в старинном здании по улице Революции, 61.
Интерес к теме Восточной (Крымской) войны 1853 - 1856 годов, которая начиналась с высадки десанта в районе Евпатории, у туристов, особенно зарубежных, очень высок. «Это не просто музей, а одна из героических и одновременно трагических страниц в истории нашего города, которая дает возможность нынешним поколениям узнать о том, что происходило здесь почти два века назад», - так сформулировали свою позицию местные власти, финансировавшие создание комплекса из городского бюджета.
У входа в здание музея гостей встречают корабельные пушки и полевое орудие. В экспозиции представлены картины, фотографии, оружие и униформа солдат европейских держав, воевавших полтора века тому назад, - Российской, Османской, Британской, Французской империй и королевства Сардиния. В музее имеется два выставочных зала, в которых собраны пушки из чугуна и бронзы, стрелковое и холодное оружие, ядра, бомбы, якоря, предметы быта и фрагменты обмундирования. На стенах развешаны фоторепродукции картин художников К.Боссоли, Л.Лебретона, Ф.Бенуа, В.Тимма, изображающие императоров и известнейших военачальников того времени, моменты наиболее грандиозных сражений, исторические фотографии с видами Евпатории. Залы оснащены мультимедийным оборудованием - на экранах воспроизводятся страницы старинных книг, фрагменты исторических фильмов и сцены сражений. Особый интерес у посетителей вызывает выполненный художниками творческой мастерской Громовых макет 100-пушечного британского линкора «Генрих-IV», который доставил десант для укрепления турецкого гарнизона, и 2 ноября 1854 года возле евпаторийского побережья был выброшен ураганом на мель.
Городские власти предложили принять участие в пополнении экспозиции и научно-вспомогательного документального фонда посольствам Великобритании, Франции, Италии и Турции, а также крымскому консульству Российской Федерации. Последнее уже оказало городу весьма существенную помощь. Все одинаково заинтересованы в том, чтобы память о драматических событиях Восточной войны служила странам и народам связующим звеном для укрепления дружбы.
Планируется, что наряду с экспонатами времен Крымской войны в музее появится рельефная цветная электрифицированная карта с изображением военных действий. Также экспозицию украсят восковые фигуры солдат русской, французской, турецкой и английской армий. Увидеть все это можно с 9.00 до 17.00 в понедельник, вторник, четверг, воскресенье.
Музей боевой славы воинов-интернационалистов
Начало нынешнему, расположенному в «спальном» районе Евпатории на улице Демышева, 134, но хорошо известному далеко за пределами Крыма Музею боевой славы воинов-интернационалистов, положила «похоронка», полученная в мирное время: «Уважаемая Антонина Ивановна! Командование и весь личный состав Отдельной ордена Красной Звезды разведывательной части с глубоким прискорбием сообщают Вам, что Ваш сын Таран М.А. погиб 15.05.1988г., выполняя интернациональный долг...» Действующий при Евпаторийской организации Украинского Союза ветеранов Афганистана (воинов-интернационалистов), созданный одним из первых в Украине, музей этот рассказывает об истории войны СССР в Афганистане и других локальных войнах.
Первую музейную экспозицию (даже с фрагментами мини-диорамы) в прежнем, полуподвальном помещении «афганского» клуба в июне 1988 года создали своими руками Александр Куракин, Александр Данилов, Александр Козаков. Когда поутихла самая резкая боль и чуть оттаяла заледеневшая от потери душа, мама Максима Тарана Антонина Ивановна твердо для себя решила: не имеют права эти «похоронки» и живые «афганские» письма, эти фотографии, которые так щемяще напоминают фронтовые снимки Великой Отечественной, мертвым грузом пропадать в домашних архивах. Они должны воевать - против всех и всяческих войн. Так родилась идея и всепоглощающая жизненная цель...
Помещение на улице Демышева изначально было офисом Андрея Васильченко, но предприниматель-»афганец», не колеблясь, передал большую часть площадей под музей. И вскоре была открыта первая его очередь – «родительская комната». В оформлении ее представлены погибшие ребята со всего Крыма, есть уголок с иконами, много книг. Здесь собираются родители погибших в Афганистане евпаторийцев - помянуть детей, поплакать и порадоваться чему-то вместе. Художник Борис Киселевский-младший, сам бывший «афганец», разработал варианты оформления «родительской комнаты». С душой помогали создавать ее предприниматели Сергей Громов и Сергей Стрельбицкий. Много личных средств в ремонт помещений вложил меценат Сергей Катенкарий. Многие «афганцы», не имевшие возможности помочь финансово, засучивали рукава: делали электропроводку, клеили обои, штукатурили, красили, врезали замки...
Просторен первый экспозиционный зал. На стендах, витринах – фотографии и документы, много личных вещей. Большое впечатление на посетителей производят снарядные гильзы, мины, винт вертолета, маскировочная сеть.
Огромную работу по становлению музея проделал его нынешний руководитель кавалер двух орденов Красной Звезды Самир Асанов. Его усилиями завершено формирование музея, в котором осенью 2011 года был открыт уже третий экспозиционный зал. Невозможно оторвать взгляд от потрясающей диорамы в новом зале – огромного фотопанно боя, изготовленного с помощью фотоколлажа харьковчанина Николая Овсянникова в чужих советским солдатам афганских горах. Поразительно дополняет диораму подарок евпаторийских кузнецов под руководством Дмитрия Левина – кованая композиция в виде щита, птичьего гнездышка в кусте цветущей розы (работа под девизом «Кто остался, того помним. Кто вернулся, тот скорбит») говорит незатейливо и просто: войны проходят, нужно создавать семьи, рожать детей… Этот музей, его экспозиции, тексты и слова, произносящиеся в его стенах, очищают душу, убеждают: война - это всегда плохо! Это всегда страшно: кровь, инвалиды, безотцовщина, разочарование, страдания!..
28 апреля 2006 года Министерством культуры и искусств АРК Музею боевой славы воинов-интернационалистов было присвоено звание «народный». Открыт он во вторник, четверг и субботу с 9.00 до 15.00.
Музей героев Чернобыля «Звезда Полынь»
МУЗЕЙ, посвященный аварии на Чернобыльской атомной станции, был открыт 26 апреля 2012 года в сквере памяти Героев Чернобыля..
Здесь представлена самая большая в Крыму экспозиция, рассказывающая об аварии на ЧАЭС и ее последствиях. Среди экспонатов - копии архивных документов, которые ранее были засекречены, подлинники фотографий первых дней аварии, выполненные радиологической разведкой, личные вещи и фотографии ликвидаторов, дозиметры, респираторные маски, накопители радиоактивного излучения, индивидуальные пропуски на въезд в зону отчуждения. Образцы костюмов химической защиты предоставил участник ликвидации аварии на ЧАЭС, генерал-майор железнодорожных войск Владимир Каковкин. Дочь Героя Советского Союза генерал-полковника Владимира Пикалова Татьяна передала в дар музею часть личного архива отца и книги из серии «Солдаты Чернобыля». Одним из интересных экспонатов стала объемная панорама, длина которой - семь метров. Это информационно-ознакомительное панно с насыщенным визуально-обзорным рядом. На нем представлено множество иллюстраций и материалов – от строительства атомной станции и устройства реактора до хронологии последствий взрыва. Автор панорамы - молодой евпаторийский художник Иван Кудрявцев. В помещении установлен большой плазменный экран, на котором будут демонстрироваться документы, фотографии и фильмы чернобыльской тематики, а также анимационный фильм Ксении Симоновой «Вечные слезы».
Часть экспозиции посвящена оздоровлению чернобыльцев в евпаторийских здравницах. В мае 1986 года Евпатория приняла 30 тысяч детей, прибывших из зон радиоактивного загрязнения. 32 санатория города были переведены на условия работы в режиме чрезвычайной ситуации.
Для создания музея и проведения ремонтных работ в помещении была привлечена спонсорская помощь депутатов городского совета, предпринимателей и самих чернобыльцев-ликвидаторов. В настоящее время по инициативе городской общественной организации «Память Чернобыля» и при поддержке городских властей в Евпатории создается мемориальный комплекс памяти героев-чернобыльцев, как символ мужества и самопожертвования и центр патриотического воспитания подрастающего поколения. В состав комплекса войдут сквер Памяти героев Чернобыля, памятник «Жертвам Чернобыля», установленный в этом сквере, и музей «Звезда Полынь».
Большой интерес к экспозиции проявляют отдыхающие из России, Украины, Белоруссии и стран СНГ. Вход в музей – бесплатный, при этом все желающие могут внести средства на развитие и пополнение экспозиции, а также помощь чернобыльцам. Экскурсии в этом музее проводятся во вторник, четверг и субботу с 10 до 16 часов.
Музей мировой скульптуры и прикладного искусства
Частный музей этот, открывшийся в 2007 году, - детище, воплощение мечты художника-скульптора Леонида Захарова. Он расположен под открытым небом в Шелковичном сквере (ул. Чернышевского, 1)
Основу его составили оригинальные, выполненные с чувством юмора работы евпаторийских скульпторов Алексея Шмакова и Виталия Зайкова. Чего стоит хотя бы известная многим горожанам и гостям курорта композиция «Жена отдыхает», которая после долгих дискуссий была перенесена сюда от городского ЗАГСа…
Этот музей - территория «действующего» искусства. Леонид Захаров регулярно проводит пленэры с участием молодых скульпторов – выпускников лучших художественных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, после которых экспозиция пополняется новыми экспонатами. Так в сквере «поселились» Геракл, Ахилл, Селена. Мастеров впечатляют также сказки и легенды – есть в коллекции Хозяйка медной горы, герои сказки «Маленький принц». И это далеко не все, что можно увидеть в парке скульптуры в Шелковичном сквере
Большинство экспонатов посвящены истории Евпатории, Крыма и Украины, греческой мифологии. Вот «Прекрасная Афродита» - автору этой скульптуры Анне Балухо очень близка морская тема, волосы Афродиты похожи на струи воды, изгиб фигуры плавен и обтекаем. Вот «Тополь, Гранат и Кипарис» - работа Ольги Высоцкой представляет собой поэтическое воплощение крымской легенды о трех сестрах и о том, как зло и несовершенство, порожденные человеком, были побеждены силами природы. Композицию «Апофеоз Скифии» изваял Кирилл Крохалев, которого вдохновили представители этого кочевого народа, населявшего много веков назад причерноморские степи. В основании скульптуры - голова скифа, над ней совокупность представлений древних о мире, воплощенных в так называемой «скифской бабе». Скульптура многорука: впереди — руки дающие, позади — забирающие. Фигура имеет крылья — символ познания.
«Ника Евпаторийская» Павла Куницкого - богиня победы, олицетворяющая успех во всех начинаниях и дарующая удачу. «Пегас» Ольги Нечай - крылатый конь, который способен вдохновлять всех творческих людей. «Пандора» Ивана Артемовича олицетворяет миф о любопытной женщине, которая открыла шкатулку, подаренную ей Зевсом, и, сама того не зная, выпустила на волю все человеческие беды и пороки…
Центром музея является Галерея великих людей мира. В ней - скульптуры и изображения наиболее известных мировых политиков и общественных деятелей, прославленных поэтов и писателей. Леонардо да Винчи, выполненный Марией Апрасиди, изваянный Всеволодом Древло Евпатор (источники указывают, что он был совсем молодым – лет 30!), и еще более юный Александр Македонский, Екатерина Великая. Вот Наполеон Бонапарт – как характер читается! Клеопатру автор постаралась изваять в стиле скульптур эпохи знаменитой царицы Египта. А вот уникальный портрет Суворова: при работе над образом автор использовал посмертную маску Александра Васильевича. На всех других изображениях его резкие черты лица сглажены, облагорожены, а в Евпатории он – настоящий, ближе всего к оригиналу.
Иностранцы, посетившие этот музей, - в восторге: «В Европе такого музея нет!» Летом он работает с 10.00 до 22.00, осенью, зимой, весной – по заявкам.
Музей истории и культуры крымских караимов им. С.И. Кушуль
НЕБОЛЬШОЙ, но насыщенный историко-этнографический этот музей расположен в храмовом комплексе караимских кенас (ул. Караимская,68). Он был создан Евпаторийским национальным караимским культурным обществом «Кардашлар» в 1996 году. В основу его была положена уникальная коллекция, собранная удивительной женщиной, настоящей хранительницей памяти нации Семитой Исааковной Кушуль.
Все экспонаты занесены в книгу учета, имеют инвентарный номер. В фондах музейной экспозиции более 1000 предметов и около 800 фотографий. Экспонируются брачные договоры, одежда, мебель, посуда, предметы быта, фотографии, вышивки, рукописи, книги, портреты, картины, награды, фонд караимской библиотеки «Карай-битиклиги».
В библиотеке хранятся старинные караимские книги, начиная от 1528 года издания, фотографии и документы, вся караимская периодика, рукописные фольклорные сборников «меджума», уникальная коллекция караимских брачных договоров от конца XVIII в. до 30-х годов ХХ столетия, переписка семьи Нейман конца XIX, начала ХХ ст. (более 500 писем на караимском языке), редкое издание перевода Старого Завета на караимский язык от 1841 года, постановления Таврического и Одесского караимского духовного правления, описи имущества караимских кенас, рукописные и печатные молитвенники, путеводители, художественная литература и многое другое. Широко представлена литература о караимах на польском, немецком, турецком, древнееврейском, русском, английском, караимском языках. Количество единиц хранения превышает 10 тысяч. Уникальность нынешней караимской библиотеки-музея заключается в том, что в ней наиболее полно, чем где бы то ни было, сосредоточены печатные, рукописные и фотографические материалы о крымских караимах.
Увлечет туристов и экскурсия по комплексу действующих храмов – Большой (Соборной) и Малой кенасам, знакомство с караями – представителями одного из самых уникальных и наиболее малочисленных на планете народов, столицей которого является Евпатория. Нигде в городе не ощутишь такого покоя, как в Виноградном, Мраморном, Ритуальном, Мемориальном двориках, не услышишь такой тишины, как в дворике Ожидания молитвы.
Комплекс издавна являлся центром религиозной жизни караимов Евпатории. С 1837 года он был духовным центром караимов России. В 1859 году в честь посещения кенас императором Александром I был установлен мраморный обелиск. А в 1927 году оба храма были закрыты. В 1942 году, во время немецкой оккупации, была открыта Малая кенаса, тогда же в Большой кенасе был воссоздан музей караимов. Последнее закрытие храма произошло в 1959 году. В разные годы в зданиях комплекса располагались различные советские учреждения: антирелигиозный музей, курсы медсестер, спортивные секции, детский сад, бюро технической инвентаризации, краеведческий музей… Обо всем этом и о возрождении комплекса по заявке экскурсантов им расскажет заведующий музеем Виталий Тирияки.
Продолжение: Евпатория - город музеев (часть вторая) Татьяна ДУГИЛЬ. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №3(18785) от
12/1/2013 :: Содержание номера |