Евпаторийская здравница
| ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты | Редакция | Подписка | Реклама |
Евпаторийская здравница - «Земля не может чувствовать себя одинокой...»

ГЛАВНОЕ
Евпатория день за днем
Репортаж
Лента новостей
Эхо события
ОБЩЕСТВО
Жизнь города
Под острым углом
Курортный сезон
Люди твои, Евпатория
Образование и наука
Культура
Спортивная мозаика
СПЕЦПРОЕКТЫ
Актуальное интервью
Прямая линия
Депутат без политики
Тур выходного дня
ОФИЦИАЛЬНО
Городской совет
Решения
Сообщения
Выборы-2014
Партийная жизнь
РАЗНОЕ
Мини-интервью
Здоровье
Природа и мы
Потребитель
Происшествия
Коммерческая информация

Президент России

Правительство России

Государственный Совет Республики Крым

 

Культура


«Земля не может чувствовать себя одинокой...»

ОСЕНЬ 2012 года преподнесла сюрприз евпаторийцам и гостям города - персональную выставку заслуженного художника Автономной Республики Крым, члена Национального союза художников Украины Владимира ФИЛАТОВА.

В ДВАДЦАТИ трех картинах периода – 1980 – 2010гг., написанных в манере свободной импровизации акварелью, маслом, темперой, углем, преобладают виды романтической Евпатории. К многолетнему нежному и страстному диалогу замечательного художника с любимым городом приобщились посетившие в ноябре - декабре Евпаторийский краеведческий музей школьники, студенты, горожане, отдыхающие и гости Крыма. Вот один из восторженных отзывов, оставленных ими в книге посетителей: «За свои 15 лет я впервые увидела Мастера. Не думаю, что когда-нибудь увижу что-то подобное, разве что Ван Гог восстанет из мертвых».

Эмоциональным пятном выставки, конечно, стал «Евпаторийский мотив» 2010г. (холст, масло). «Больше всего я, конечно, отдаю предпочтение Евпатории. Потому что с 1954г. здесь живу и провожу значительную часть времени. Евпатория достойна того, чтобы ее отразили в искусстве. Хотя знаю: мало кто ее писал, потому что считали скучным объектом. Я же уверен, что писать можно что угодно – к примеру, вот эту ветку в окне. Но это не значит, что надо выписывать листики: ощущение свое по отношению к этой ветке передать - вот что для меня важно», - считает художник.

Ему за восемьдесят, у него больное сердце. При этом он – убежденный оптимист со своим утонченным чувством юмора. «Старый художник - это хорошо: когда он умрет, картины сразу же подорожают», - эту фразу в течение нескольких лет произносит он с упрямым постоянством и легкой улыбкой. Хотя большего певца жизненных радостей трудно себе представить: во всех, навеянных Евпаторией филатовских «городах у моря» «старых улочках», «яхтах, парусах» позитива с избытком.

В ЕГО судьбе многое происходит не «благодаря», а «вопреки».»Никогда не думал, что радость будет моей целью в жизни и я ее буду выражать».

Родился Владимир Николаевич 1 января 1930г. в с.Соломино Курской области. Родителей раскулачили, затем - детский дом, оккупация, в тринадцать лет - война, трудовые лагеря Германии, дорога домой и долгий путь к творчеству.

«Художникам во все времена было нелегко, а в нынешние - тем более. Людям сегодня не до картин. Но по моему глубокому убеждению, коммерческая сторона исксства не должна быть определяющей. Художник находит колоссальное счастье в том, что он может творить…»

Особенно удачно представлен в экспозиции выставки на мольберте «Светлый день» 2008г. (оргалит, масло). Обращают вниманиеи другие, более ранние работы - «Цветет боярышник» 1985г., «Евпаторийский мотив» 2008г., «Осенний день у озера Мойнаки» 1989г., «Евпаторийский залив» 2008г., «Евпатория» 80-е гг. ХХ в., «Дома старого двора» 1980г.

Он - истинно крымский художник, много работал на натуре. Коктебель, Новый Свет, Гурзуф, морские, горные пейзажи и архитектура старых поселков - он писал их так, как интуиция подсказывала. В романтических пейзажах Крыма и Евпатории присутствует своеобразный прием мастера - «филатовский» рефрен - две трогательно неразлучные в гармоническом единстве фигурки, мужская и женская. Возможно, женский образ навеян другом и женой художника Еленой Константиновной, которая всегда рядом…

Известный искусствовед Рудольф Подуфалый высоко ценил и тонко чувствовал талант Владимира Филатова. «В общем-то понятно - годы, возраст и т.п. Но что-то остается прежним, таким же, да еще обретает какой-то ореол... совершенно необычной, испепеляющей проникновенности... Ведь жизнь ослепительно прекрасна (только она исчезла, ушла), но благодаря картинам и словам - она же и осталась...» И еще: «Я радуюсь каждой встрече, видя твои работы на выставках в союзе художников... Они действительно резко и как-то по-особому отличаются от всех других... Совсем другая палитра, совсем другое видение, в сравнении с которыми на всех остальных налет академизма... Жду от тебя пронзительно свежих работ, режуще острых по чувству». Как написал Р.Подуфалый в одном из частных писем, «Земля не может чувствовать себя одинокой, когда у нее есть такой художник, как Владимир Филатов».

Натюрморты Филатова - своеобразны, светлы, свежи, радостны. В основном цветы - розы, хризантемы, маки.

Художник самобытен, но в основе романтического направления в его творчестве безусловно угадывается крымский романтизм, представленный Константином Богаевским и его последователями - Владимиром Соколовым, Степаном Мамчичем, ранними работами Олега Грачева, Петра Столяренко.

Репутацию художник давно уже заработал собственным трудом, а не «пиар-акциями». В престижных каталогах печатаются его работы. Решением президиума Верховной Рады Автономной Республики Крым от 6 ноября 2001 года ему присвоено звание «Заслуженный художник Автономной Республики Крым».

Известные галерейщики охотно устраивают его выставки. Одна из них проходила с 4 по 16 сентября 2009г. в Киеве в Центральном доме художника: в выставочном зале на площади Артема, а потом и в частной галерее, были выставлены 102 картины. А около 150 его работ, сюжеты которых рассказывают о Крыме и Евпатории, были выставлены в январе 2010 года к 80-летию художника в выставочном зале Дома художников Крыма и получили высокую общественную оценку.

Это - итог многолетней работы. «Евпаторийский мотив» 1982г., «Прогулки под парусами 1982г., «Улочка в Старом городе» 1980г., «Морской пейзаж в Новоозерном» 1981г., «Осенний день у моря» 1982г., «Импровозация. Евпаторийский мотив» 1986г., «Осень у моря» 1986г., «Пасмурный день в городе», «Старый дворик» 1990г., «Осенняя пора» 2005г., «Евпаторийское побережье» 2008г. «Пейзаж у меня преобладал и преобладает до сих пор. Я не привязываюсь к натуре документально - это просто неинтересно. Я ее интерпретирую, и это дает более широкие возможности...» ХУДОЖНИК, более полувека проживший в Евпатории - где артефакты пропитаны высоким духом античности и культуры средиземноморья, часто обращается к морской тематике.

«Море бывает очень драматичным. Вот я и хотел создать такую ситуацию, но не подавляющую, пессимистичную. Шекспир писал драмы, однако они были все-таки жизнеутверждающие.

Когда я начинаю писать, не знаю, во что это может вылиться. Есть художники, которые работают традиционно: делают наброски, продумывают. У них это поступательный процесс. У меня же чистая импровизация внутреннего состояния. Как джаз в музыке.

…Как интуиция подсказывает, так я и делаю. Но все-таки не уходя от реалистической основы, балансируя на грани, чтобы не перехлестнуть в абстрактное искусство, которое я не очень-то понимаю, хотя и там есть свои достоинства».

Работает художник рукой и мастихином, а точнее - сердцем и своим здоровьем, другой цены нет.

«Этот художник - чудо», - сказал заслуженный художник России Леонид Тихомиров на открытии персональной выставки нашего мастера в Третьяковской галерее в 2003г., которая проходила в рамках совместного проекта России и Украины «Крымские вечера на Крымском валу». Владимир Филатов стал вторым крымчанином, реализовавшем себя в этом проекте, он «замечательный живописец» (по определению первого, народного художника Украины Федора Захарова), открывший волшебство наших евпаторийских улиц, времен года, моря.

«Да я же не воду пишу, а стихию! Море - это ведь не просто вода...»

Слава его не волнует, а вот импрессионизм (постимпрессионизм, к которому его относят искусствоведы) - вот что действительно Филатову важно, потому что его кумиры «Моне, Ренуар, Гоген и Ван Гог - им я остался верен».

КРАСОТА, вероятно, все-таки спасет мир, а художник творит эту красоту. «В каждую работу я вкладываю эмоции, каждая приближает к срыву... Прожить в искусстве пятьдесят пять лет - это немало для человека. А с другой стороны, ну что такое пятьдесят пять лет для истории - миг... Конечно, я не знал, во что это выльется, когда в 1958 г. году поступал на факультет рисунка и живописи при Московском центральном доме народного творчества». И он по-прежнему трогательно - притягательно по-детски наивен, хотя в то же время довольно реалистичен, и не по времени скромен.

Один известный поэт «...мир заставил плакать над красой земли своей». Наш крымский художник - евпаториец Владимир Филатов, чьи работы находятся в музейных и частных коллекциях Украины, России, Израиля, Польши, Франции, Норвегии, Германии, США, заставил мир радостно улыбнуться. Он ощутил энергию и ритм своей земли.

Людмила БАЧИНСКАЯ,
научный сотрудник
КУ «Евпаторийский краеведческий музей».


Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №243(18778) от 25/12/2012

:: Содержание номера

 
Письмо в редакцию | ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты |

© 2012-2015 «Евпаторийская здравница»
Использование материалов сайта приветствуется при наличии ссылки на «ЕЗ»