В авангарде «Парада великих» - юный Евпатор Если художник Леонид ЗАХАРОВ сказал о каком-нибудь из своих проектов «Это - планы на будущее, перспектива!», можно быть твердо уверенным: задуманное им непременно осуществится! Воплощением очередной мечты энтузиаста стала галерея выдающихся людей мира «Парад великих», которая будет открыта в евпаторийском Музее мировой скульптуры. - Лето в нашем музее было очень плодотворным, - как всегда увлеченно и эмоционально рассказывает Леонид Петрович. - Мы провели очередной пленэр, который можно было бы даже назвать международным, поскольку в нем участвовали самые талантливые молодые скульпторы - старшекурсники, выпускники и даже преподаватели известных художественных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Минска.
Задачу молодым скульпторам мы поставили еще в начале этого года. В своих вузах они изготовили модели бюстов, отформовали их, привезли сюда и уже в Евпатории «перевели» работы в камень. Трудились два с лишним месяца, к работе отнеслись очень серьезно. Даже девушки наравне с ребятами буквально из рук не выпускали болгарки, зубила, шлифовальные машинки, шпунты, сверла. Солнце в зените, а они надвинут защитные очки на глаза - и полетела каменная пыль! А в результате этого тяжкого ежедневного труда под палящим солнцем стала потрясающая коллекция бюстов великих людей мира - восемь высокопрофессиональных, чрезвычайно талантливых работ! Очень тонких, выполненных с огромной любовью из гранита, между прочим, самого «трудного» камня. Но вечного, способного пережить столетия.
Это Леонардо да Винчи, выполненный Марией Апрасиди, вот Евпатор (источники указывают, что он был совсем молодым - лет 30!), изваянный Всеволодом Древло, вот еще более юный Александр Македонский, вот Екатерина Великая, Юлий Цезарь (это работы преподавателя Михаила Евдокимова), Тарас Шевченко в исполнении Александра Рогожникова, Богдан Хмельницкий, адмирал Нахимов, Петр I (автор - Алексей Логинов), Гомер работы Александра Перминова, Фидель Кастро (работа Игоря Чеса). Вот Наполеон Бонапарт - как характер читается! Вот Клеопатра. Автор постаралась изваять ее в стиле скульптур эпохи знаменитой царицы Египта. А вот, обратите внимание, уникальный портрет Суворова. Нигде в мире больше такого нет, потому что при работе над образом автор использовал посмертную маску Александра Васильевича. На всех других изображениях его резкие черты лица сглажены, облагорожены, а у нас он - как настоящий, ближе всего к оригиналу.
Они уже настоящие большие мастера: выпускники из Минска Дарья Суша («Альберт Энтштейн»), Дмитрий Комлев («Жан Ив Кусто»), Артем Медведев («Огюст Роден»), Анастасия Чекан («Жанна д`Арк»), Андрей Шашков («Федор Достоевский»).
Думаю, мы уже можем открывать галерею, она достаточно насыщена: на данный момент в ней 28 портретов личностей первой величины, живших и влиявших на ход цивилизации как до нашей эры, так и после рождества Христова, с глубокой древности до наших дней. Все бюсты выполнены в едином стиле, мастерами одной школы, и это придает галерее особую эстетическую завершенность, визуальную гармонию. Каждую работу сопровождают информационные таблички: кто, когда и почему стал первым среди равных. Дополняют галерею и баннеры с тщательно и придирчиво отобранными фотографиями скульптур великих людей - всего на них размещено около 130 снимков превосходного качества.
Собрать все это воедино, а также подобрать информационный материал одному человеку весьма сложно. Но меня поддерживала уверенность, что все это будет интересно посетителям музея.
Экспозиция получилась очень познавательной и полезной для всех, начиная со школьников и заканчивая людьми преклонного возраста. Мои коллеги - скульпторы Алексей Шмаков и Виталий Зайков - пришли в восторг: «Это же прямо энциклопедия под открытым небом! Мы, к примеру, далеко не невежды, но многие великие имена вне области искусства знаем лишь понаслышке, времени не хватает обновлять информацию, а тут она вся - концентрированная, емкая! Преподаватели могут приводить сюда на экскурсии школьников, студентов. Цены нет такому вернисажу!»
Несмотря на то, что галерея «Парад великих» еще официально не открылась, уже сейчас поступает масса благодарностей от посетителей выставки. В частности, директор гимназии имени И.Сельвинского Николай Филимонов всегда с радостью приводит в Музей мировой скульптуры и своих учеников, и гостей гимназии, приезжающих на различные семинары. А мы всегда с удовольствием их принимали, даже когда закрывались в межсезонье: по первому же телефонному звонку я приезжал и отпирал ворота любознательным людям, вызывал экскурсовода. Поэтому и решили не ждать весны, работать уже и нынешней зимой. Во-первых, потому, что желающие интересно провести время отдыхающие и в декабре - январе - феврале по Евпатории прогуливаются. Во-вторых, арендную плату (немаленькую!) круглый год платить надо.
И, представьте, с таким решением не ошиблись: недавно к нам делегация итальянцев нагрянула, говорят: «В Европе такого музея нет!» Затем нас посетили участники симпозиума скульпторов со всей Украины. Тоже высоко оценили и наполненность экспозиции, и качество скульптур.
Музей этот - нелегкая ноша. Он забирает силы, здоровье, время, которое можно было бы потратить на зарабатывание «хлеба насущного». Но я добровольно взвалил на плечи этот груз - очень уж хотелось сделать любимый город еще более привлекательным для туристов! Планирую еще сделать легкую, арочного типа защиту над экспонатами - тентовое покрытие, чтобы не портили их ветры, дожди, снега. Ищу спонсоров, меценатов - ведь даже на такое покрытие потребуется более 20 тысяч гривен. Недавно получил письмо... из Норильска: люди готовы стать инвесторами интересного им культурного проекта. Надеюсь, музею суждена долгая и счастливая жизнь.
Записала Татьяна ДУГИЛЬ. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №221(18756) от
22/11/2012 :: Содержание номера |