«Чтоб вы так жили, как мы вас ждем!» ЗДАНИЕ это нынче - не просто объект брендового туристического маршрута «Малый Иерусалим», а неотъемлемая часть истории Евпатории. Это символ силы духа еврейского народа и его умения преодолевать неодолимые, казалось бы, обстоятельства. Поэтому неудивительно, что торжества по случаю столетия ремесленной синагоги «Егия-Капай» стали образцом толерантности и гостеприимства. КАК повествует буклет, выпущенный к юбилею синагоги, начиналась жизнь храма весьма достойно. 17 января 1911 года духовное правление молитвенного дома Общества ремесленников ходатайствовало перед городской Думой Евпатории о разрешении строительства еврейского молитвенного дома на принадлежащем обществу земельном участке на улице Пролетной (ныне улице Просмушкиных). Меньше чем через месяц строительное отделение городской Думы ходатайство одобрило. Замечательному архитектору Адаму Людвиговичу Генриху потребовался только месяц, чтобы предоставить проект здания. И уже через полгода городской голова Абрам Исаакович Нейман, а также М.Шером и В.Шимон (возможно - меценаты, сдавшие больше всего денег на возведение храма) произвели торжественную закладку синагоги. А 19 августа 1912 года в храме состоялась первая молитва.
Накануне Первой мировой войны экономика Российской империи находилась на подъеме, развивались все сферы жизни, страна жила сытно, богато, жители стабильного государства могли себе позволить ударными темпами строить храмы. Не случайно все свои успехи Советская власть сравнивала с пресловутым 1913 годом, да так и не сумела дорасти до его экономических показателей. Невольно вспоминается: «Да знаешь ли ты, ангел мой, какая жизнь была под крыльями двуглавого орла?»
Строили со вкусом и на века: кладка камней всего главного западного фасада синагоги копирует стены Иерусалимского храма. Но в 1930 году храм закрыли. И только в 1992 году здание вернули еврейскому национально-культурному обществу. Начались работы по его восстановлению и реставрации. В августе 2003-го синагога, принадлежащая религиозной общине прогрессивного иудаизма, была вновь освящена и открыта. Сейчас ремесленная синагога Евпатории - одна из древнейших в Украине среди подобных действующих храмов и самая большая на территории Крыма.
Юбилейные торжества по случаю столетия, длившиеся два дня, тоже получились запоминающимися. Собралось много высоких гостей. Сочли за честь приехать в Евпаторию из Симферополя, Киева и Иерусалима представители духовенства - главный раввин общин прогрессивного иудаизма Киева и Украины Александр Духовный, раввин общин прогрессивного иудаизма Симферополя и Украины Михаил Капустин, директор Программ Всемирного союза прогрессивного иудаизма в странах СНГ и Балтии Алекс Каган, исполнительный директор религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма Украины Александр Гайдар. Много было и представителей религиозных общин из разных городов Украины.
После торжественной службы, которую провел Михаил Капустин, в зале с превосходной акустикой зазвучала прекрасная музыка - небольшим концертом классической музыки городской камерный оркестр под управлением Игоря Кузьменко задал приподнятое и возвышенное настроение. Никого не оставила равнодушным заздравная композиция образцового детского фольклорного ансамбля «Млада» под руководством Виктории Иофик.
Большинство членов Духовного совета нашего города, всегда отличавшегося толерантностью, священнослужители различных конфессий, активисты национальных общин (караимы, крымские татары, украинцы, немцы, греки и многие другие) отдавали в этот вечер искреннюю дань уважения трудолюбивому еврейскому народу. Председатель культурного центра немцев «Людвигсбург» Ираида Саранча зачитала поздравление от всех национальных общин. Как всегда, очарователен был детский ансамбль «Аревик», возглавляемый Карине Асланян. В радужное панно из песен, танцев, красочных национальных костюмов привнесли свою лепту все детские фольклорные коллективы.
Наверное, у многих стало теплее на сердце, когда продемонстрировал свой, привезенный из Иерусалима подарок городской голова Евпатории Андрей Даниленко. Ведь мезуза - это своеобразный, помещенный в специальный футляр талисман, традиционно прикрепляемый к внешнему косяку двери в еврейском доме свиток пергамента из кожи кошерного животного, содержащий часть текста молитвы Шма. Мезузы провозглашают единство Бога и существование завета между Ним и еврейским народом.
Заместитель городского головы Эдуард Кугель вручил грамоты активистам Евпаторийской еврейской религиозной общины реформистского (прогрессивного) иудаизма, его инициативным, неугомонным руководителям - председателю Максиму Анатольевичу Ягуду и заместителю председателя Екатерине Семеновне Богуславской. Много добрых слов в свой адрес услышал в этот вечер и Александр Иосифович Холомянский, стараниями которого храм был возращен общине.
А затем праздник закономерно переместился в кафе-музей национальной еврейской кухни «Йоськин кот». Во дворе которого у украшенной цветами колоритной телеги встречали всякого входящего не только «живые статуи» Старика и Девушки, но и множество вполне живых, упитанных, ласковых, приветливых... кошек. Символы радушия, они даже приветливым своим мурчанием словно подтверждали: это недавно открытое кафе замкнуло своеобразный «треугольник для гурманов», в который каждый евпаториец непременно должен прийти сам и привести своих гостей. Ведь чебуреки караимского кафе «Караман» в комплексе кенасс, кофе в крымскотатарской кофейне и сладости кафе-музея «Йоськин кот», что расположено на территории синагоги, - это вкус, смак древнего нашего города. И сочным юмором, вековой мудростью веяло даже от слогана щедрого меню: «Чтоб вы так жили, как мы вас ждем!»
Татьяна ДУГИЛЬ. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №213(18748) от
10/11/2012 :: Содержание номера |