«О, не вздыхайте обо мне! Печаль - преступна и напрасна» Открытие очередного цикла интересных встреч в литературно-музыкальной гостиной имени Анны Ахматовой как бы продолжило «Сезоны высокого искусства», украшавшие летом культурную жизнь Евпатории. «Погож осенний день, людей пригожи лица. Ушла в небытие та суета сует, что так мешает нам и жизнью насладиться, и сердцем ощутить слов негасимый свет...» - примерно такое настроение царило в литературном кафе. Гостеприимная хозяйка и ведущая вечера Лариса Маричева радушно встречала всех входящих, каждому старалась уделить максимум внимания. Гостей собралось немало - местные литераторы, представители национально-культурных общин города, среди которых были председатель общественного совета при управлении межнациональных отношений Александр Склярук, руководитель нетрадиционной армянской школы Карине Асланян, председатель Крымского эстонского общества Мэри Рудольфовна Никольская и руководитель общества эстетики в Таллинне Тийна Томмент. Не проигнорировали вечер и обычные посетители кафе, зашедшие полакомиться какой-нибудь кондитерской «вкусняшкой» или мороженым. Во всяком случае, когда звучали стихи или музыка, никто не позволял себе энергично жевать или шумно прихлебывать чай.
«О, не вздыхайте обо мне! Печаль - преступна и напрасна», - словно сама юная Аня Горенко задала тон встрече. И все выступавшие старались ему соответствовать. Читала бессмертные строки златоустой своей тезки член Национального союза писателей Украины Анна Зенченко. Максимально деликатно постаралась посвятить слушателей в сердечные тайны шестнадцатилетней Анечки председатель просветительского общества им. А.Ахматовой Людмила Никифорова. Ее рассказ «Семья Горенко и С.В. фон Штейн» увлек не на шутку - ведь год пребывания Ани Горенко в Евпатории до сих пор полон неразгаданных тайн.
Как известно, Инна, старшая сестра Анны, осенью 1904 года вышла замуж за Сергея Владимировича фон Штейна - приятеля В.В. Голенищева-Кутузова, студента-филолога Петербургского университета. И Сергей Владимирович стал «доверенным лицом» юной девочки-поэта, человеком, которому она доверила свое чувство к Владимиру Голенищеву-Кутузову. «Мой милый Штейн, если бы Вы знали, как я глупа и наивна! - писала Анна, одинокая в своих переживаниях. - Даже стыдно перед Вами сознаться: я до сих пор люблю В.Г.-К., и в жизни нет ничего, ничего, кроме этого чувства<...> Хотите сделать меня счастливой? Если да, то пришлите мне его карточку. Я дам переснять и сейчас же вышлю». Позже еще в нескольких письмах Сергею фон Штейну Анна жаловалась на свою жизнь (уже в Киеве), на плохое здоровье и болезни, и настойчиво просила прислать фото Голенищева-Кутузова. Уже из этого понятно, что Штейн с Кутузовым были близкими друзьями. По каким-то причинам, с Кутузовым у Анны переписки не было, и она пыталась ему напомнить о себе через Штейна. И то ли Кутузов не хотел поддерживать дальнейшие отношения с Анной, то ли Штейн долго не желал вмешиваться в их дела... Но вот в письме от 2 февраля 1907 года Анна вдруг сообщает: «Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже 3 года, и я верю, что моя судьба быть его женой». Судя по дальнейшему, это была одна из ее роковых ошибок. В этом же письме она признается: «Хотите знать, почему я не сразу ответила Вам: я ждала карточку Г.-К. и только после получения ее я хотела объявить Вам о своем замужестве. Это гадко, и чтобы наказать себя за такое малодушие, я пишу сегодня, и пишу все, как мне это ни тяжело»...
В романтическую ауру вечера удачно вплелись выступления членов литобъединения имени И.Сельвинского - лауреатов и победителей крымских поэтических фестивалей Равиля Валиева и Веры Любчик, и стихотворение «Осеннее лето» Валентины Ильиной, и посвященные Ахматовой строфы ведущей. Настроение собравшихся передалось и отдыхающим: Ира из Харькова весьма успешно доказала, что шедевр прошлого века «Сжала руки под тонкой вуалью...» актуален и для нынешней молодежи. Удачно прошло и символическое - поэтическое - возвращение в Евпаторию, к родным пенатам, воспитанника санатория Министерства обороны, литератора, создателя театра «Антреприза имени Екатерины Орловой» Геннадия Бондаренко, в Санкт-Петербурге обретшего творческий псевдоним Волноходец.
А «гвоздем программы», безусловно, стало выступление выпускника Крымского университета культуры и искусств Георгия Морозова. Роскошный бас, который не нуждается в микрофонах, блюзы, репертуар Поля Робсона, в том числе и мировой хит «16 тонн», ввергли публику буквально в состояние экстаза.
Расходиться по домам никому не хотелось. Значит - сезоны высокого искусства продолжаются.
Татьяна ДУГИЛЬ. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №191(18726) от
11/10/2012 :: Содержание номера |