Колорит дружбы народов Несомненный интерес у туристов в городе, где живут представители 98 из 102 населяющих Крым национальностей, вызывают и культурно-этнографические комплексы. Например, евпаторийцы делом чести считают пригласить гостя в караимские кенасы, что на улице Караимской. Храмовый комплекс крымских караимов (караев) занимает 0,25 га и состоит из здания Большой и Малой кенасы (молитвенных домов), здания религиозной школы (мидраш), благотворительной столовой, хозяйственного подворья и нескольких внутренних двориков. Нигде в городе не ощутишь такого покоя, как в Виноградном, Мраморном, Ритуальном, Мемориальном двориках, не услышишь такой тишины, как в дворике Ожидания молитвы. Комплекс издавна являлся центром религиозной жизни караимов Евпатории. С 1837 года - духовный центр караимов России.
Комплекс кенас в составе Большой и Малой кенас построен в начале XIX века по проекту Самуила и Соломона Бабовичей. В 1805 году закончили возведение Большой соборной кенасы, а в 1815 году на месте обветшавшего караимского храма XVI века сооружено здание Малой кенасы. Оба строения представляют собой двусветные здания зального типа с окнами, расположенными в два уровня. В Большой кенасе верхний ряд окон имеет стрельчатое завершение, в Малой - полукруглое. Северные фасады обрамлены остекленными арочными галереями-верандами («азара»), где ожидали начала службы старейшины общины. Входы в здания выполнены в форме стрельчатых арок, украшенных резьбой по камню. В 1859 году в честь посещения кенас императором Александром I был установлен мраморный обелиск.
С приходом советской власти печальная участь не минула и этот храмовый комплекс - в 1927 году оба храма были закрыты. В 1942 году, во время немецкой оккупации, открылась Малая кенаса, а в Большой кенасе был воссоздан музей караимов. Последнее закрытие храма произошло в 1959 году. В разные годы в зданиях комплекса располагались различные советские учреждения: антирелигиозный музей, курсы медсестер, спортивные секции, детский сад, бюро технической инвентаризации, краеведческий музей.
С 1991 года лидером Евпаторийской караимской религиозной общины является газзан Виктор Тирияки. По его инициативе был создан фонд восстановления Малой кенасы в Евпатории. В 1998 - 1999 годах он, инженер-строитель по образованию, руководил строительными работами по восстановлению памятника. В сентябре 2005-го открыли и Большую соборную кенасу, предназначенную для праздничных богослужений. И уже чуть позже Малая кенаса, предназначенная для богослужений в будние дни и обычные субботы, была снова открыта. В 2007 году закончили реставрацию мраморного обелиска, на верхушке которого, после длительного отсутствия был восстановлен двуглавый позолоченный орел. Сегодня комплекс кенас - памятник архитектуры XVIII века государственного значения. В настоящее время здесь проводят экскурсии, работает караимская библиотека «Карай-битиклиги», а также размещены небольшой музей караимской культуры и кафе караимской кухни под названием «Караман».
Неизменно вызывает у приезжих интерес и разместившийся по адресу ул. Караева, 13а центр «Одун-базар къапусы» («Ворота дровяного базара») - детище хозяйки турфирмы «Елькен», лауреата городской премии «Общественное признание» Диляры Якубовой. В необычном Музее крепостных ворот можно ознакомиться с уникальным макетом средневекового Гезлева размером 5х6 метров, воссоздающим Евпаторию XVI века. Можно прочувствовать, вслушиваясь в звуки раннего утра - шум прибоя, пение птиц, лай собак - как просыпался трудолюбивый городок.
Этажом ниже, в этнокофейне «Кезлев азбары», гостям предложат не только отведать чашку ароматного кофе с национальными сладостями, но и стать участниками красивейшей древней церемонии крымскотатарского сватовства. Примерить национальную крымскотатарскую одежду и головные уборы, послушать колоритные мелодии народных песен, звучащих на свадьбе, увидеть обрядовые танцы. А через дорогу, в ресторане «Джеваль», можно стать участниками уже не обрядового, а кулинарного тура. Он предусматривает проведение мастер-классов по поварскому искусству, где научат готовить самые разные блюда восточной кухни.
Здесь же, на площади, которую местные жители привычно называют Катык-базар, расположено «Текие дервиш» - пристанище средневековых странствующих мусульманских монахов, не признававших богатство и роскошь, ведших аскетический образ жизни. Когда-то в крохотных каменных кельях, прилепившихся одна к другой по периметру центрального помещения монастыря, дервиши находили покой и утешение души. В зале - участвовали в молебнах и ритуальных плясках. Это не только одно из первых культовых сооружений османов-турок на Крымском полуострове, и одна из старейших построек Средневековья в Евпатории, но и единственный подобный памятник в Украине и в СНГ. Уникальный историко-архитектурный ансамбль, который невозможно представить без идеолога и вдохновителя, лауреата премии «Общественное признание» Алифе-ханум Яшлавской, датируют XIV - XV веками.
Долгие годы монастырь находился в заброшенном состоянии, его использовали под складские помещения Черноморского флота. В ближайшие годы запланирована полная реставрация объекта, после которой средневековая обитель обретет свой первоначальный облик.
Гезлевом неизменно очарует тех, кому посчастливится побывать на фестивале крымскотатарской и тюркской культуры, увидеть танцы монахов-аскетов. Непременно вернется в Евпаторию тот, кто в музее комплекса увидит шедевры легендарных крымскотатарских золотошвеек и поймет, какие нити должны связывать народы...
Экскурсию по Евпатории вела Татьяна ДУГИЛЬ. Фото из архива «ЕЗ». Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №181(18716) от
27/9/2012 :: Содержание номера |