Евпаторийская здравница
| ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты | Редакция | Подписка | Реклама |
Евпаторийская здравница - «Соборы душ» Анны Зенченко

ГЛАВНОЕ
Евпатория день за днем
Репортаж
Лента новостей
Эхо события
ОБЩЕСТВО
Жизнь города
Под острым углом
Курортный сезон
Люди твои, Евпатория
Образование и наука
Культура
Спортивная мозаика
СПЕЦПРОЕКТЫ
Актуальное интервью
Прямая линия
Депутат без политики
Тур выходного дня
ОФИЦИАЛЬНО
Городской совет
Решения
Сообщения
Выборы-2014
Партийная жизнь
РАЗНОЕ
Мини-интервью
Здоровье
Природа и мы
Потребитель
Происшествия
Коммерческая информация

Президент России

Правительство России

Государственный Совет Республики Крым

 

Культура


«Соборы душ» Анны Зенченко

ТВОРЧЕСКИЙ вечер известной евпаторийской поэтессы Анны Зенченко, состоявшийся в Центральной городской библиотеке, гармонично вписался в рамки «Дней Максимилиана Волошина» и стал настоящим подарком для любителей истинно высокой поэзии.

АННУ Зенченко можно считать одной из постоянных «бенефициантов» библиотеки: на ее поэтических вечерах и литературных презентациях всегда, как говорится, яблоку негде упасть. Совсем недавно евпаторийцы знакомились здесь с книгой ее очерков «Урок, который нельзя отменить». Теперь же поэтесса представила на суд зрителей свою юбилейную авторскую программу «Мне не быть другой...». Евпаторийский композитор Владимир Горяченко разделил с ней на этот вечер «бремя славы», обогатив нежное звучание стихотворных строк лирическим аккомпанементом на пианино.

...Строка за строкой перед гостями разворачивалась женская судьба, со всеми ее зигзагами, душевными и духовными исканиями. В небольшом прозаическом предисловии Анна очертила свой «земной» биографический круг: вначале - Россия, родина, где на лоне прекрасной и суровой сибирский природы прошло ее детство; затем - Казахстан, с заснеженными горами и бескрайними степями, и, наконец, после нескольких лет пребывания на Крайнем Севере, - крымская земля, Евпатория... Воспоминания о прошлом, об оставленных домах и пройденных дорогах то и дело всплывают в ее стихах - ностальгически печальных, и все же наполненных каким-то теплым, живительным светом, яркими красками рябины, запахом кедровой смолы. В один ряд с ними встают строки, посвященные уже Евпатории, ее причалам, морю. Но главное место в поэтическом дневнике Анны занимают, конечно, стихи о любви. Тонкие, эмоциональные - и в то же время сдержанные, мудрые и сострадательные. Они демонстрируют умение лирической героини достойно преодолевать испытания одиночеством и тоской, находить в себе силы для того, чтобы понять и простить другого человека - даже если он причинил боль... В распевных, обладающих философически мерным ритмом стихах, а порой и в своеобразно ломающихся, но технически выверенных строках, автор выражает веру в любовь как в «божий дар» и «великое счастье».

Романтические образы, выходящие из-под пера поэтессы, порой трогательны и даже наивны, в чем она сама признается с присущей ей мягкой самоиронией. Они сходны по своему духу с рисунками Екатерины Карпушкиной - иллюстратора нескольких поэтических сборников Анны. Но картинки, увиденные словно бы детским взглядом, соседствуют с острыми, броскими, «культуроцентричными», если можно так выразиться, словесными полотнами, в которых находится место и цитате из Поля Валери, и стоически-мучительному монологу булгаковской Маргариты, и невесомо танцующей «на краю беды» Айседоре Дункан. Это вовсе не возрастная эволюция мироощущения, нет, - это мастерство смотреть на мир глазами не только себя сегодняшней, но и глазами того ребенка, каким ты была когда-то. И, быть может, трепещущей гранью между этими двумя точками зрения является заключительная фраза из давнишнего стихотворения Анны «Автопортрет». Мифический Пегас когда-то представлялся поэтессе «взмыленной лошадью, которую бы надо накормить». На юбилейном вечере строка прозвучала переиначенной: теперь крылатый символ творческого вдохновения предстал перед слушателями лошадью, «которую нельзя остановить». Это ли не признание автора в своей прекрасной и добровольной зависимости от «поэтической кабалы»?

Но у поэтессы есть и другие произведения - те, которые можно назвать злободневными. Это горькие и страстные отклики на человеческие трагедии: от масштабных террористических актов, потрясших мир, до щекотливой и, казалось бы, глубоко индивидуальной проблемы аборта. Потрясающее впечатление производит «Исповедь неродившейся дочки»: должно быть, не у одного слушателя застрял комок в горле, когда изъятая из жизни девочка в финальной строчке стихотворения прощала свою несостоявшуюся маму... Не только женское и материнское сердце подсказало поэтессе единственно верные слова для написания «Исповеди»; сыграл роль еще и тот факт, что она долгое время изучала вопрос, так сказать, с социальной точки зрения, будучи активным участником женской общественной организации «Ариадна». В полной мере отразилась в творчестве Анны, долгое время работавшей школьным учителем, и тема современной молодежи, проблемной, неустроенной, не знающей, кому верить и к кому обратиться за помощью.

Все стихи Анна читала сама, практически нон-стопом, и ее яркая, искренняя декламация удивительным образом создала в переполненном зале едва ли не звенящую атмосферу сопричастности; казалось, аплодисменты лишь нарушают это духовное единство. Владимир Горяченко исполнил несколько музыкальных пьес, в том числе интересную инструментальную композицию под названием «Аннушка». Кроме того, композитор выступил в неожиданной роли стихотворца и вдобавок отличного вокалиста - самостоятельно исполнил романсы, написанные им на стихи виновницы торжества.

А затем поэтессу душевно и «со вкусом» поздравляли друзья, поклонники ее таланта и «коллеги по цеху». Некоторые не поленились специально приехать издалека, чтобы принародно вручить имениннице роскошные букеты цветов, книги, конфеты и всевозможные изящные подарки. Из Бахчисарая прибыли Варвара Божедай и Наталья Наумова, из Симферополя - Вячеслав Килеса. Виктория Анфимова передала Анне презенты от известных крымских авторов Лидии Огурцовой и Галины Печаткиной. Среди даров самым оригинальным оказалась, безусловно, кружка из знаменитейшего петербургского арт-подвальчика «Бродячая собака».

Один за другим на библиотечную «сцену» выходили с поздравлениями евпаторийцы Юрий Захаренко, Каринэ Асланян, Нина Седых, Марина Левченко, Равиль Валеев, Станислав Ковтун, Екатерина Гибова, Вера Ильина и, конечно, Лариса Маричева - уже три года вместе с Анной она проводит встречи в литературной Ахматовской гостиной. Александр Склярук напомнил присутствующим, что Анна не только создатель изящных стихов, но и прекрасный прозаик и публицист. Людмила Твардовская, некогда познакомившаяся с именинницей в организации «Ариадна», назвала Анну своей «крестной мамой» в поэзии. Евгений Никифоров прочитал длинную и витиеватую поэму-диалог, в которой действующими лицами оказались Пушкин, Пестель и - некая Анна, певшая за окном... А Юрий Теслев преподнес имениннице эксклюзивный подарок собственного авторства - замечательный солнечный фотопортрет, на котором Анна запечатлена в образе дамы в кокетливой шляпке. Такой, как ее героиня из стихотворения «Поздняя встреча».

Янина ГРОШЕВА,
библиограф ЦГБ им. А.С. Пушкина.
Фото Юрия Теслева.


Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №175(18710) от 19/9/2012

:: Содержание номера

 
Письмо в редакцию | ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты |

© 2012-2015 «Евпаторийская здравница»
Использование материалов сайта приветствуется при наличии ссылки на «ЕЗ»