Евпаторийская здравница
| ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты | Редакция | Подписка | Реклама |
Евпаторийская здравница - Отец Остапа Бендера - родом... из Евпатории?

ГЛАВНОЕ
Евпатория день за днем
Репортаж
Лента новостей
Эхо события
ОБЩЕСТВО
Жизнь города
Под острым углом
Курортный сезон
Люди твои, Евпатория
Образование и наука
Культура
Спортивная мозаика
СПЕЦПРОЕКТЫ
Актуальное интервью
Прямая линия
Депутат без политики
Тур выходного дня
ОФИЦИАЛЬНО
Городской совет
Решения
Сообщения
Выборы-2014
Партийная жизнь
РАЗНОЕ
Мини-интервью
Здоровье
Природа и мы
Потребитель
Происшествия
Коммерческая информация

Президент России

Правительство России

Государственный Совет Республики Крым

 

Разное


Отец Остапа Бендера - родом... из Евпатории?

С центральным персонажем романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок» знакомы все, кто читал эти не стареющие, актуальные и сегодня книжки. Литературному герою по имени Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей поставлен памятник в Петербурге. Казалось бы, давно закрыт и вопрос о том, кто явился прототипом «великого комбинатора». В интернете - сотни ссылок на известного советского писателя Валентина Катаева (родного брата Е.Петрова), на роман-воспоминание «Алмазный мой венец», и на то, что прототипом Остапа Бендера послужил сотрудник Одесского уголовного розыска Осип Вениаминович Шор (1897 - 1979), или Остап, как его звали друзья и близкие, - умный, добрый и решительный правдолюбец, обладавший немалым ростом - 1м 90 см, физической силой и замечательным чувством юмора. Однако у представителей караимского народа - коренных жителей Крыма - свое мнение по поводу того, кто же был в действительности прототипом Остапа Бендера...

И версия достойна внимания. Классик юмора Илья Ильф - один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» жил в двадцатые годы в Москве на Остоженке, дом 5. Неизвестно, как сложилась бы судьба этих двух шедевров российской прозы, если бы автор не встретил там главного прототипа будущих романов - Илью Леви. Они жили в одном доме, были знакомы и часто общались. 3 ноября 1918 года в Москве новая советская власть выдала турецкому подданному Ю.В. Леви и его жене билеты на жительство в стране и национальные паспорта (документы подписаны заместителем заведующего иностранным отделом при Московском Совете рабочих депутатов и заведующим паспортным отделом). Эти люди и были родителями И.Леви (О.Бендера). Остап Бендер говорил чистую правду, когда сообщал своим знакомым, что «мой папа был турецкоподданным».

«Вызывают досаду мифологические упражнения отдельных журналистов, которые ради сенсационности сконструировали множество прототипов О.Бендера, не соответствующих действительности. Фантазия авторов этих публикаций дошла до предела в возможных предположениях, когда стали утверждать о криминальном прошлом героя. В связи с этим мы сочли возможным опубликовать фактические данные о жизни И.Леви (О.Бендера), чтобы хоть как-то реабилитировать своего соплеменника», - подчеркивают исследователи М.Казас и И.Шарапова.

Каким же был в их интерпретации подлинный, а не литературный Остап Бендер? Родился он в 1904 году в Москве. Маму его звали в быту Софья Ильинична Майтоп (в переводе с караимского «шар жира»), отцом стал Ефим Вениаминович Леви-Майтоп, уроженец города Евпатории.

Илья-Остап окончил гимназию «Общества учителей». В юношеские годы он поступил в Московский университет, на факультет риторики, но не окончил его. У Ильи было четыре страсти: музыка, антиквариат, филателия и общение с друзьями. Илья обладал прекрасным слухом и играл почти на всех музыкальных инструментах. Работал некоторое время тапером в московских кинотеатрах. Очень любил джаз и успешно импровизировал при показе немых фильмов. Особенно он был неравнодушен к скрипке, на которой часто играл.

Без знания истории искусств, археологии, особенностей национального творчества различных народов и наличия общей эрудиции невозможно профессионально заниматься антиквариатом. Не меньших талантов требует занятие филателией. Знание географии зарубежных стран, их политического устройства, прошлой и современной истории - это минимум, который необходим серьезному коллекционеру марок.

У караимов, как правило, фамилии тюркские, а имена - древнебиблейские по Ветхому Завету, но если караим или его предки были священнослужителями, то к тюркской фамилии добавляли в знак уважения приставку «Леви», которая становилась в дальнейшем фамилией. Следовательно, предки отца и сына Ильи-Остапа были религиозными деятелями.

Среди караимов много интересных людей с нестандартным мышлением и поведением, что было использовано литераторами для создания художественных произведений. Илья Ильф избрал Илью Леви в качестве прототипа Остапа Бендера, обратив внимание на его личностные качества. Интересы Ильи-Остапа свидетельствуют о его незаурядности. Многие его поступки трудно объяснимы, логику их мог растолковать только он. К их числу можно отнести поездку в фашистскую Германию с открытием там антикварного магазина; неожиданное решение сделать себе пластическую операцию, что было чрезвычайно модным в то время, решение уехать в США и начать новое дело, хотя его магазин процветал.

Илья постоянно был участником каких-либо событий. Например, в семье помнят, как Илья принес целый мешок почтовых марок, который затем хранил в темной комнате - каждую марку, священнодействуя, он доставал пинцетом и показывал коллекционерам. Обожал разыгрывать веселые, незлые шутки со своими приятелями и знакомыми. Любил красиво высказываться (сказывалось обучение риторике), рассказывать и сочинять анекдоты... Илья никогда не унывал, был оптимистично настроен и, что особенно характерно, абсолютно не ценил славу. Он не терпел монотонной государственной службы и вечно был занят каким-то делом, которым загорался и старался довести до конца, вовлекая в него всех окружающих и особенно часто - соседа по верхнему этажу Илью Ильфа.

Несмотря на множественность интересов, в наибольшей степени Илью-Остапа интересовали два вида деятельности - антиквариат, в том числе мебельный, и коллекционирование марок. Он считал, что в принципе нужно заниматься только тем, что нравится, поэтому свободное предпринимательство соответствовало его жизнерадостной натуре больше, чем советский, зацентрализованный образ жизни. Поэтому когда Илье предложили в 1926 году выбрать гражданство СССР или Турции, он выбрал Турецкую республику Мустафы Кемаль Паши, оставшись турецкоподданным.

В романе Остап Бендер хочет уехать в Рио-де-Жанейро, на самом деле Илья отбыл в Стамбул, Германию, а затем - в Америку. Илья-Остап свое «хобби» превратил в бизнес: он открыл антикварный магазин сначала в Турции, затем в Германии и США. За время пребывания за границей Илья-Остап решил все свои материальные проблемы. Однако тоска по родине была очень сильной, а расставание с родными и друзьями оказалось мучительным. В 1935 году с большими трудностями ему удалось на короткое время приехать в Москву, но по окончании визы пришлось вернуться в Германию. В 1945 году он навсегда переезжает в США, где и умирает в 1958 году.

В романе много страниц посвящено брачной афере Остапа Бендера. В действительности его прототип также очень любил женщин, и они отвечали на его чувства, но женился он на своей знакомой - жене приятеля, и с ней уехал за границу. Его супруга после смерти мужа, которого она обожала, прислала родственникам в Москву из Нью-Йорка некоторые из его личных вещей. Так стало известно о смерти И.Леви.

Сравнение художественного образа героя «Золотого теленка» и «Двенадцати стульев» с прототипом показывает, что Илья был еще более интересной личностью, чем показано в романах Ильфа и Петрова. В случае встречи И.Ильфа с Ильей Леви после его пребывания в Турции, Германии и Америке мог бы родиться третий роман, который мог оказаться значительно интересней двух предыдущих. Несовпадение советского менталитета с западным рождало бесчисленное множество веселых коллизий, вплоть до гротескных ситуаций. Немногочисленным родным и знакомым Илья запомнился никогда не унывающим, живым, веселым и очень остроумным человеком. Поражало отсутствие у него какой-либо меркантильности и мелочности. Чисто караимская щедрость и широта натуры были важными особенностями его характера и образа жизни.

Все вышеизложенное заслуживает доверия у тех, кто хорошо знает караимов.

Если греки-переселенцы начали осваивать Крым примерно две с половиной тысячи лет назад, то первые захоронения караимов на кладбище города в скалах Чуфут-Кале датируются I веком нашей эры. Большинство представителей маленькой (во всем мире караимов сейчас - всего около двух тысяч) нации - широко образованны, интеллигентны. Воспитателями для своих наследников царственные особы Российской империи приглашали именно караимов. Вплоть до революции 1917 года столицей этого народа считалась Евпатория. До сих пор его представители гордятся тем, что среди них... нет бедных, а также никогда не было сирот и брошенных стариков. Заботу о тех, кто попадал в беду, брали на себя родственники, соседи, соплеменники. Многие караимы - ученые, деятели культуры и искусства, военачальники (среди них - великая балерина Анна Павлова, маршал Р.Малиновский). Ну, нет этим людям смысла придумывать себе лишние «лавры»...

Подготовила
Татьяна ДУГИЛЬ.


Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №173(18708) от 15/9/2012

:: Содержание номера

 
Письмо в редакцию | ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты |

© 2012-2015 «Евпаторийская здравница»
Использование материалов сайта приветствуется при наличии ссылки на «ЕЗ»