Евпаторийская здравница
| ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты | Редакция | Подписка | Реклама |
Евпаторийская здравница - Место авиационной славы Крыма - гора Клементьева

ГЛАВНОЕ
Евпатория день за днем
Репортаж
Лента новостей
Эхо события
ОБЩЕСТВО
Жизнь города
Под острым углом
Курортный сезон
Люди твои, Евпатория
Образование и наука
Культура
Спортивная мозаика
СПЕЦПРОЕКТЫ
Актуальное интервью
Прямая линия
Депутат без политики
Тур выходного дня
ОФИЦИАЛЬНО
Городской совет
Решения
Сообщения
Выборы-2014
Партийная жизнь
РАЗНОЕ
Мини-интервью
Здоровье
Природа и мы
Потребитель
Происшествия
Коммерческая информация

Президент России

Правительство России

Государственный Совет Республики Крым

 

Разное


Место авиационной славы Крыма - гора Клементьева

Именно здесь, на горе Клементьева, где оттачивали мастерство полета лучшие воздухоплаватели страны, с 5 по 9 сентября, прошел традиционный Международный фестиваль «Воздушное братство-2012», который стал завершающим аккордом курортного сезона в Крыму. Сотни парапланов и дельтапланов парили в небе над легендарной горой.

В КРЫМУ начинались дороги в небо - сначала в авиацию, а потом и в космос - многих прославленных летчиков, космонавтов. Здесь они отрабатывали технику и технологию полетов, испытывали оборудование и приборы. Пожалуй, наиболее прославленным началом дороги в небо стала Гора Клементьева под Феодосией.

Еще в 20-е годы прошлого века на плато Узун-Сырт был проведен первый Всесоюзный планерный слет, который и дал путевку в жизнь очень многому числу авиаконструкторов и авиаторов. Сегодня плато Узун-Сырт называют горой Клементьева - в честь известного планериста-испытателя Петра Клементьева, погибшего на этой горе в 1924 году во время испытания новой модели планера. В 1973 году на плато установили в виде памятного обелиска настоящий планер А-13 в честь 50-летия проведенных там первых испытаний планеров. Этот оригинальный памятник выполняет также роль флюгера.

На этом же плато, но уже в семидесятые - восьмидесятые годы двадцатого века начали проводить свои соревнования мастера дельтапланеризма и парапланеризма. А непосредственно в самой Феодосии располагается Музей дельтапланеризма. Каждый год здесь проводятся международные соревнования «Воздушное братство» и чемпионат по полетам на воздушных шарах (тепловых аэростатах), во время которого любой желающий может поучаствовать в них в роли пассажира. Каждый год в сентябре проходит и слет любителей - встреча всех, кого увлекают воздушные полеты. Сам хребет Узун-Сырт представляет собой довольно длинное - около семи километров и широкое (300 - 600 метров) горное плато с тремя явно выраженными вершинами. Плато ограждает от северных ветров круглую долину Бараколь диаметром около четырех километров, в которой от нагревания воздуха постоянно возникают восходящие воздушные потоки. На западе и юго-западе гора ограничена вулканическим массивом Кара-Даг. Высота ее над долиной с юга - 130 метров, с севера - 80 метров.

«Что такое Коктебель? Страна голубых гор или просто курортный городок? - писал генеральный конструктор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, академик Олег Антонов. - Колыбель советского планеризма и авиации или своеобразное гнездо искусства и культуры? Уголок родной земли, за которую в сорок первом отдали свои жизни матросы Коктебельского десанта? Романтический «стык хребтов Кавказа и Балкан» или археологический заповедник? Что привлекает сюда поэтов и художников, летчиков-планеристов и писателей, актеров и музыкантов, скитальцев с рюкзаком за плечами и просто людей с открытой душой, ищущих широты окоема, любящих синие дали, гармоничный строй горных хребтов, запахи моря и нагретой полыни, стремящихся к общению с другими влюбленными в Коктебель, к общению, которое, по словам летчика и писателя Антуана де Сент Экзюпери, - величайшая ценность в жизни? (...) А в маленьком, пока еще скромном музее планеризма любовно хранят память о том времени, когда люди состязались с орлами на Горе, увенчанной теперь крылатым обелиском... По-прежнему влечет Коктебель людей-птиц. И слетаются на Гору дельтапланеристы на своих диковинных дельтапланах, и вновь открывает подковообразная Гора широкие объятия уже новому, но столь же беспокойному поколению летателей... И вы увидите этот блещущий мир, войдите в него как в святилище, как в сотворенное природой чудо красоты, согретое теплотой человеческих сердец...»

С 1923 по 1977 год неподалеку, в селе Отважном, находилась Высшая летно-планерная школа. Здесь начинали свой путь будущие генеральные конструкторы Олег Антонов, Александр Яковлев, Сергей Ильюшин, создатель космических кораблей академик Сергей Королев. Днем рождения советского планеризма считается 1 ноября 1923 года. В этот день были проведены первые планерные испытания, в дальнейшем названные слетами. Всего состоялось 11 слетов - с 1923 по 1935 год. Они проходили ежегодно (кроме 1926 и 1931 годов), обычно осенью. Для того времени каждый слет был событием всесоюзного масштаба. На них устанавливались новые рекорды безмоторных полетов, появлялись новые имена. Здесь тренировались и выполняли конкурсные полеты наиболее известные летчики и планеристы - Константин Арцеулов, Василий Степанченок, Семен Гавриш, Сергей Анохин, а также первые планеристки страны, рекордсменки - Маргарита Раценская, Екатерина Грунауэр, Ольга Клепикова.

В 1977 году на горе Клементьева была создана Научно-исследовательская планерная база ЦАГИ, которая в 1992 году была реорганизована в Центр планерного спорта «Коктебель». Традиции, основанные планеристами двадцатых, тридцатых, сороковых годов прошлого века, а также во второй половине минувшего столетия, теперь продолжают планеристы, занимающиеся в Феодосийской планерной школе. Верховной Радой Украины в марте 2010 года было принято постановление, которым была защищена целостность этого особенного исторического места, аналогов которому по уникальным аэродинамическим свойствам не существует в Европе, в постановлении также сохранялись условия для дальнейшего развития парапланерного и дельтапланерного спорта.

На горе Клементьева расположена база Республиканского дельтапланерного клуба, который существует уже больше 20 лет. Есть буксировщик, что позволяет в меньшей степени зависеть от капризов ветра (особенно от его отсутствия) тем, кто умеет буксироваться, и освоить аэробуксировку тем, кто пока не умеет. Функционирует дельтапланерная школа, где производится обучение полетам на дельтаплане с использованием тандема. В клубе «Бриз» уже больше 10 лет функционирует парапланерная школа - первая в Украине. За это время в школе прошли обучение более 1000 человек, накоплен огромный положительный опыт, разработаны и усовершенствованы методики обучения. Тысячи людей в этом «гнезде» стали в душе птицами, открыли способности летать, породнились с небом!

Кирилл КАРКАСОВ,
г.Симферополь.


Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №171(18706) от 13/9/2012

:: Содержание номера

 
Письмо в редакцию | ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты |

© 2012-2015 «Евпаторийская здравница»
Использование материалов сайта приветствуется при наличии ссылки на «ЕЗ»