Много ли мы знаем о любви?. События этого ожидали многие творческие люди Евпатории, реально представляющие себе созидательный потенциал «Первого шага»... Чести провести премьерный показ фильма в лучшем кинотеатре родного города прославленный коллектив удостоился впервые за 15 лет своего триумфального шествия по пьедесталам почета многих международных детских телефестивалей. «Пророков нет в Отечестве своем»? Но, тем не менее, - все свершилось. Публики в кинотеатре - яблоку негде упасть, виновники торжества, нынешнее поколение студийцев, удобно и демократично пристроились на ступенечках уютного зала... Создатель и бессменный руководитель студии Юлия Слепкан, по скромному своему обыкновению, атмосферу праздничности не нагнетала. Просто поблагодарила за содействие и взаимопонимание сотрудников исполкома горсовета, управления по делам семьи и молодежи, коллектив ГП «Трамвайное управление им. И.Пятецкого». Поздравила подопечных с фактом первого звонка, началом очередного учебного года в студии. Кратко представила присутствующим два видеофильма: почти получасовую документальную ленту (очередную картину осуществляемого третий год подряд проекта) и двадцатиминутную игровую короткометражку. А потом зрители... вдруг обнаружили себя в ином измерении: словно нырнули в трехмерное пространство с более яркими, нежели в окружающей повседневности, красками, с более честными оценками реальности, с законами, не отступающими от десяти заповедей.
Сразу вспомнился мир детства, созданный писателем Владиславом Крапивиным. Пришла на ум фраза: о любви громко не говорят. Не принято это - кричать о сокровенном. Правда - только в искренности тихого голоса, но оглушающих чувств... Любовь проявляется в поступках.
«Истории Евпатории» - поступок. «Командное дело» неравнодушных подростков, которые, кажется, действуют абсолютно автономно, без участия взрослых. Мальчишки и девчонки бродят себе неспешно с микрофонами в руках по улочкам и набережным уютного родного городка, едут чинно в вагоне старинного узкоколейного трамвайчика. И рассказывают - четко, образно, даже местных жителей удивляя обилием информации, - об этом самом трамвае, которому вот-вот сто лет «стукнет», о горьких думах мощных деревьев, которым люди не позволяют тянуться к небу, об озере Мойнаки, «очень соленом и очень лечебном», и скрытой за запертыми воротами, почему-то бездействующей одноименной грязелечебнице, о том, что нельзя добиться установления мемориальной доски в честь себя, любимого, - право «на доску» надо заслужить... В видеоряде фильма напрочь отсутствуют броские, яркие, южные, буйные восходы и закаты. Но каждый кадр - классически красив, преисполнен тонкой нежности - акварельной и эмоциональной. Авторы, точно живой водой, омывают сердце каждого, кто действительно любит Евпаторию, кого тревожит ее дальнейшая судьба. Соблюдены каноны документалистики. Вся лента - знания о прошлом, фиксация настоящего, перспективы будущего. К финалу становится ясно: «Историям...» нет конца. Юные создатели готовы рассказывать их, пока не «достучатся до небес».
По сути, цель «достучаться до небес» поставлена и во втором фильме премьерного показа. Картины - разные по жанру. Однако одна из другой проистекает, одна другую дополняет. Логическая цепочка - от любви к городу до любви к человеку - неразрывна.
Игровую ленту «Великан и другие...» я без каких бы то ни было натяжек или скидок на «незрелые» лета авторов назвала бы состоявшимся, профессиональным, взрослым кино! Помнится, был в «тишайшие» 70-е годы минувшего столетия снят фильм «Когда я стану великаном», где маленький Миша Ефремов играл мальчишку, который хочет скорее стать большим и сильным, живет убеждением, что такие понятия, как храбрость, благородство и честь, присущи не только временам плаща и шпаги, но и сегодняшнему дню. Правда, с постановкой студии «Первый шаг» его роднят лишь замысел да невероятные, пробирающие до озноба стихи. Воплощение идеи, на мой взгляд, у студийцев - детей уже XXI века - получилось во сто крат богаче.
Сюжет до банального прост. Живут в славном приморском городке два друга: один - в возрасте Ромео, другой - еще отрок. Старший, Сережа, - обыкновенный современный старшеклассник - пребывает в «депрессии» первых, безответных со стороны объекта страсти, нежных чувств. Младший, Егор, - парнишка из романтиков - делает все, чтобы друг стал счастлив, чтобы его Джульетта-Ксюша обратила благосклонное внимание на еще одного из своих «воздыхателей». В ответ на инфантильность приятеля маленький идеалист не только старается того воодушевить, вдохновить на подвиг «завоевания» сердца девочки, предлагая рецепты «от Гюго» и «от Гёте». Он активно действует: стараясь остаться незамеченным, носит избраннице товарища цветы и подарки, наивно усыпает конфетами ступени лестницы, ведущей к заветной девчоночьей двери. Идет до конца, потому что для него понятие «друг» - свято. Но... едва цель оказывается достигнута, Сережа предает Егора. Боится защитить его. Стесняется перед компанией сверстников приятельства с «малолеткой» («Кто он тебе?» «Да так... Никто!»).
От первого мальчишечьего горя («Только я-то - не средство достижения цели!..») - дыхание перехватывает, душу саднит. Точность воспроизведения ситуаций и характеров поражает. Смысл - огромен: налицо признаки большой прозы, когда «словам - тесно, мыслям - просторно». Только здесь наоборот: словам просторно, потому что их мало (сценарий - образец сдержанности и немногословия), а мысли - теснятся, перебивают друг друга, спорят. Категории, которыми оперируют авторы фильма, - глобальны: любовь, предательство, то самое прощение, которое выше справедливости... Становится вдруг понятным толстовский постулат непротивления злу насилием - добро не должно быть с кулаками. Чтобы простить, достаточно порой отважно признать: «Иногда любовь делает человека слепым. И глухим. И даже безмозглым!»
Сергей Леонов, Тигран Аветисян, Ксения Балла, Егор Джулай играют законы стаи - взаимоотношений подростков, отторгающих тех, кому «с великими и умными не скучно». Играют реальность, уже понимая ее негатив. И с надеждой, что не все потеряно для их персонажей...
Переулки детства, над которыми явственно плывет колокольный звон, приводят нас всех в этом фильме к вопросам: «Что ты знаешь о любви? Кто ты - Великан или «другой»?» И вывод картины не оспорить: по нас звонил колокол. По утраченному желанию быть великанами духа. Не случайно многие взрослые в тот день без стеснения смахивали с глаз слезы. Те самые, светлые, что отмывают взгляд на мир от мусора суетности. Ведь цель искусства - катарсис, очищение.
Никому не позволила «отморозиться» сценарист, режиссер-постановщик, оператор обеих лент Юлия Валерьевна Слепкан - «и швец, и жнец», она - большой Мастер своего дела и педагог от Всевышнего. Всегда и все у нее получается - настоящим. Поэтому и аплодисменты не стихали, выросли в овацию...
Начало новому учебному году в студии «Первый шаг» положено. Можно шагать к новым шедеврам.
Татьяна ДУГИЛЬ. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №166(18701) от
6/9/2012 :: Содержание номера |