Евпаторийская здравница
| ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты | Редакция | Подписка | Реклама |
Евпаторийская здравница - Золотая нить как символ бесконечности

ГЛАВНОЕ
Евпатория день за днем
Репортаж
Лента новостей
Эхо события
ОБЩЕСТВО
Жизнь города
Под острым углом
Курортный сезон
Люди твои, Евпатория
Образование и наука
Культура
Спортивная мозаика
СПЕЦПРОЕКТЫ
Актуальное интервью
Прямая линия
Депутат без политики
Тур выходного дня
ОФИЦИАЛЬНО
Городской совет
Решения
Сообщения
Выборы-2014
Партийная жизнь
РАЗНОЕ
Мини-интервью
Здоровье
Природа и мы
Потребитель
Происшествия
Коммерческая информация

Президент России

Правительство России

Государственный Совет Республики Крым

 

Культура


Золотая нить как символ бесконечности

В рамках IX Международного фестиваля крымскотатарской и тюркской культур "Гезлев къапусы" в городском краеведческом музее прошла выставка "Золотая нить через века", приуроченная к столетию со дня рождения члена Союза художников СССР вышивальщицы Зулейхи Бекировой.

В открытии выставки приняли участие депутат городского совета директор Евпаторийского центра занятости Владимир Заскока, начальник управления межнациональных отношений горсовета Шевкет Муждабаев, председатель общественного совета при этом управлении Александр Склярук, начальник Евпаторийского филиала Крымского государственного аграрного университета Ирина Коршунова и другие гости. Экспозиция выставки была представлена весьма разнообразно: здесь можно было увидеть расшитые золотой нитью футляры для Корана, очков, часов, а также кисеты, фески, шкатулки, грелки на чайники, салфетки, подушки и даже женские туфли и вечернюю сумочку.

Крымскотатарская вышивка - уникальное явление, обладающее самобытными особенностями. В ней ярко отражено историческое культурное наследие Крыма, сконцентрировавшее в себе духовный опыт многих народов, которые проживали испокон веков на полуострове. Таким опытом обладала Зулейха Бекирова, которая родилась в деревне Моллалар Перекопского уезда Таврической губернии. После окончания татарской школы она переехала в Кезлев, поступила в артель "Эски-Орнек" ("Старинный узор"), где под руководством вышивальщицы Адавие Эфендиевой и освоила азы искусства традиционной крымскотатарской вышивки и ткачества.

Далее З.Бекирова совершенствовала свои навыки и продолжала обучение уже в Москве. Талантливый мастер декоративно-прикладного искусства с 1957 года принимала участие во многих всесоюзных и международных выставках. В 1990 году Зулейха Бекирова в Симферополе в течение 12 дней обучала группу из 12 человек традиционной технике шитья "татар ишлеме" (двусторонняя вышивка, не имеющая ни лицевой, ни изнаночной стороны). Одна из учениц Бекировой - Эльвира Османова специально приехала на нынешнюю выставку поделиться своими воспоминаниями о знаменитой вышивальщице, а также рассказать, какую смысловую нагрузку несет в себе крымскотатарская вышивка. Изделия, изготовленные в традиционной технике "татар ишлеме", по ее словам, обладают поистине мистическими свойствами, так как всегда были не просто вышивкой, а являлись оберегами. Матери вышивали своим новорожденным детям одежду со специальными символами, лицо усопшего покрывали платком с вышитой на нем молитвой. И вообще, двусторонняя вышивка, не имеющая изнаночной и лицевой стороны, символизирует собой бесконечность...

В завершение официального открытия выставки Шевкет Муждабаев вручил дипломы участникам IX Международного фестиваля крымскотатарской и тюркской культур "Гезлев къапусы". А все желающие смогли полюбоваться искусно выполненными работами крымских вышивальщиц - номинантов фестиваля.

Ирина ШОРОХОВА.
Фото автора.


Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №160(18695) от 29/8/2012

:: Содержание номера

 
Письмо в редакцию | ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты |

© 2012-2015 «Евпаторийская здравница»
Использование материалов сайта приветствуется при наличии ссылки на «ЕЗ»