Евпаторийская здравница
| ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты | Редакция | Подписка | Реклама |
Евпаторийская здравница - КРАСИВО... ДО БЕЗОБРАЗИЯ

ГЛАВНОЕ
Евпатория день за днем
Репортаж
Лента новостей
Эхо события
ОБЩЕСТВО
Жизнь города
Под острым углом
Курортный сезон
Люди твои, Евпатория
Образование и наука
Культура
Спортивная мозаика
СПЕЦПРОЕКТЫ
Актуальное интервью
Прямая линия
Депутат без политики
Тур выходного дня
ОФИЦИАЛЬНО
Городской совет
Решения
Сообщения
Выборы-2014
Партийная жизнь
РАЗНОЕ
Мини-интервью
Здоровье
Природа и мы
Потребитель
Происшествия
Коммерческая информация

Президент России

Правительство России

Государственный Совет Республики Крым

 

Жизнь города


КРАСИВО... ДО БЕЗОБРАЗИЯ

Что такое «хорошо» и что такое «плохо», всем нам еще в детстве объяснил Владимир Маяковский. А вот разграничить понятия «красота» и «уродство» люди не могут на протяжении истории существования человечества. Эталонов красоты придумали множество: яхта под парусами, бегущая лошадь, танцующая женщина, вечерние и утренние зори, готические соборы...

Современность подчас уродует древние города Крыма //Фото Т.Дугиль

А припомнить все это и заодно сформулировать для себя: «Уродство есть оскорбление эстетического чувства» заставляет нынешний внешний вид многих улиц нашего города.

Известно даже первоклассникам: в конце девятнадцатого начале двадцатого веков Евпатория считалась «энциклопедией архитектурных стилей». Студенты из Санкт-Петербурга приезжали в маленький курортный городок на юге необъятной империи, дабы познать нюансы древнегреческой классики, византийской, исламской, протороманской, русской, готической архитектур, а также особенностей ренессанса, барокко, рококо, модерна, постмодерна, классицизма и их разновидностей. Благо выпускник Санкт-Петербургского Института гражданских инженеров Адам Людвигович Генрих, с 1894 до 1918 года занимавший пост городского архитектора Евпатории, сделал все, чтобы многочисленные проекты застройки города соответствовали понятию «красиво». Его проекты отличает четко выраженная графичность фасадов, широкое использование, как и во всем «ар нуво», железобетонных конструкций. Дом Е.К. Нахшунова на Дувановской улице – классический образец любимого Генрихом модерна. Тут весь ассортимент модерновых излишеств: женщина с растрепанными волосами и факелом в руке над центральным входом, цементные вазы, беседка на крыше над углом здания, полуциркульные эркеры по сторонам...

Значительная часть зданий Евпатории конца XIX – начала XX веков, застройка целых улиц и кварталов – плод архитектурного творчества А.Л. Генриха. Он возводил здания самого различного функционального назначения – Свято-Ильинскую церковь, городскую управу, отделения Санкт-Петербургского банка, гостиницы, дачи, многочисленные доходные дома. Адам Людвигович составлял планы капитального ремонта или, как бы мы сейчас сказали, проекты реставрации ветхих исторических построек, например, ныне не сохранившейся мечети Анна Бейм. Но и в них он органично включал элементы проповедуемого им модерна (образец – омегообразное окно с витражом упомянутой мечети). Дома были невысокие, максимум – трехэтажные, из красивого самого по себе ракушечника, с верандами, витражными окнами, колонками, балясинками и прочими архитектурными «излишествами».

Среди детищ А.Л. Генриха особенно выделяется дом по ул. Кирова, который, по воспоминаниям старожилов, принадлежал самому архитектору. В экстерьере этой постройки он широко применил красную облицовочную плитку, древнеегипетские мотивы (иероглифы, протомы Исиды), а в объемах и планировке четко обозначена асимметрия.

Не испортил лицо города и индустриальный минимализм советских времен. Сотрудники Евпаторийского отдела института «Крымниипроект» руководствовались в своей работе советами великих. «Наибольшей похвалы заслуживает тот архитектор, который умеет соединить в постройке красоту с удобством для жизни» (Лоренцо Джованни Бернини, итальянский архитектор и скульптор). «Архитектор строит, считаясь не только с принципами удобства. Сооружение должно быть внушительным в своей красоте и абсолютно гармоничным. Гармония – вот что лежит в основе всех видов искусства на всем протяжении человеческой истории» (Иван Жолтовский, русский архитектор и теоретик архитектуры), «Здание может стать и быть прекрасным и без украшений, благодаря одним своим пропорциям (Огюст Роден, французский скульптор). Красота новой Евпатории заключалась в размахе и просторе улиц, щедро распланированных цветниках и газонах...

А вот у эпохи «рыночной экономики» отношения с красотой архитектурных форм не заладились вовсе. И это при том, что владельцы бесчисленных магазинов, магазинчиков, бутиков и прочих «торговых точек», оккупировавших первые этажи безликих «хрущевок» и «панелек», стараются придать, как могут, эстетичный вид фасадам своих «лавочек», облагородить прилегающую к ним территорию – надо ведь как-то завлекать покупателей! Усилия предпринимателей, заботящихся о внешнем виде родного города, оказываются тщетны хотя бы потому, что, по принципу «один рябчик, один конь», в Евпатории со скоростью грибов-поганок множатся и «пристанища» их коллег, которым на красоту, мягко говоря, наплевать. Сотни ларьков, будок, палаток, подобных «красующимся» на снимках, оккупируют один за другим клочки земли (бывшие газоны), нагло вылезают на тротуары, вместо фундамента используют люки-гидранты...

С одной стороны, нужно бы пожалеть обитателей данных «малых архитектурных форм» и даже похвалить – молодцы, мол, не желают сидеть на шее у государства, сами себе рабочие места создают: часы берутся ремонтировать, обувку люду чинить, лимонадом разомлевших от зноя курортников потчевать...

С другой стороны, а кто пожалеет город, подумает о его лице? Во все времена и у всех народов существовали специальные «ремесленные ряды», особые места для таких вот «объектов быта». Придавая определенный колорит городам, они не пакостили ни Париж, ни Прагу, ни Венецию. Они были и остаются просто незаметны. Мы же вскорости можем, увы, и услышать от туриста: «Евпатория? Красивый городок. До безобразия!»

Татьяна ДУГИЛЬ.


Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №142(18677) от 2/8/2012

:: Содержание номера

 
Письмо в редакцию | ВЕРНУТЬСЯ на новый сайт Евпаторийской здравницы | Архив газеты |

© 2012-2015 «Евпаторийская здравница»
Использование материалов сайта приветствуется при наличии ссылки на «ЕЗ»